подшипник качения

Классы МПК:F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное предприятие нестандартных изделий машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-19
публикация патента:

Использование: машиностроение, в игольчатых подшипниках со штампованным наружным кольцом. Сущность изобретения: подшипник содержит тонкостенное наружное кольцо с центральным рабочим участком меньшего диаметра, чем диаметры примыкающих к нему периферийных участков и тела качения. Разность диаметров с периферийных и центрального участков равна подшипник качения, патент № 2013674нподшипник качения, патент № 2013674подшипник качения, патент № 2013674подшипник качения, патент № 2013674t(Db+2d) ; подшипник может быть снабжен тонкостенным внутренним кольцом с центральным и периферийными участками, разность диаметров которых равна подшипник качения, патент № 2013674b=dподшипник качения, патент № 2013674t(Db+2d)подшипник качения, патент № 2013674подшипник качения, патент № 2013674н. 1 з. п. ф - лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, содержащий тонкостенное наружное кольцо с центральным рабочим участком меньшего диаметра, чем диаметры примыкающих к нему периферийных участков и тела качения, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик и точности монтажа, разность диаметров периферийных и центрального участков равна

подшипник качения, патент № 2013674н подшипник качения, патент № 2013674 подшипник качения, патент № 2013674подшипник качения, патент № 2013674t(Dв+2d ) ,

где подшипник качения, патент № 2013674 - коэффициент линейного расширения материала;

t - интервал изменения температуры;

Dв - диаметр вала;

d - диаметр ролика.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен тонкостенным внутренним кольцом с центральным и периферийными участками, разность диаметров которых равна

подшипник качения, патент № 2013674в= dподшипник качения, патент № 2013674t(Dв+2d)-подшипник качения, патент № 2013674н .

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции подшипников качения, в частности игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом.

Известны конструкции подшипников качения, содержащие тонкостенные наружное и внутреннее кольца, с размещенными между ними телами качения в виде игл. Наружное кольцо имеет прямолинейный профиль дорожки качения и направляющие борта с двух сторон, удерживающие тела качения от выпадания из наружного кольца. Указанные подшипники имеют низкие эксплуатационные свойства, так как из-за необходимости компенсации, возникающей в процессе эксплуатации тепловой деформации деталей подшипника, необходимо обеспечивать повышенный радиальный зазор, что увеличивает контактные напряжения и снижает долговечность подшипника. К тому же за счет наличия межыгольчатого зазора иглы в процессе работы поворачиваются к оси кольца, в результате чего по краю дорожки наружного кольца и тел качения возникают повышенные контактные напряжения, а сам подшипник становится чрезмерно чувствительным к монтажным перекосам.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является подшипник качения, содержащий тонкостенное наружное кольцо с центральным рабочим участком меньшего диаметра, чем диаметры примыкающих к нему периферических участков и тела качения [1] .

Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик и точности монтажа.

Это достигается тем, что разность диаметров периферийных и центрального участков равна

подшипник качения, патент № 2013674нподшипник качения, патент № 2013674подшипник качения, патент № 2013674подшипник качения, патент № 2013674 t(Dв + 2d) где подшипник качения, патент № 2013674 - коэффициент линейного расширения материала;

t - интервал изменения температуры;

Dв - диаметр валика;

d - диаметр ролика, и тем, что подшипник снабжен тонкостенным внутренним кольцом с центральным и периферийным участками, разность диаметров которых равна

подшипник качения, патент № 2013674в = d подшипник качения, патент № 2013674 t(Dв + 2d) - подшипник качения, патент № 2013674н.

На фиг. 1 изображено осевое сечение игольчатого подшипника, содержащего наружное и внутреннее кольца; на фиг. 2 - осевое сечение игольчатого подшипника, содержащего только одно штампованное наружное кольцо.

Внутри тонкостенного наружного кольца 1 (фиг. 1) размещены иглы 2, удерживаемые от осевого перемещения двумя направляющими бортами наружного кольца. Внутреннее кольцо 3 направляющих бортов не имеет. Оба кольца - наружное 1 и внутреннее 2 имеют прогиб профиля поперечного сечения в сторону расположения игл величиной соответственно подшипник качения, патент № 2013674н и подшипник качения, патент № 2013674в.

В процессе работы подшипникового узла происходит значительное тепловыделение, вал, на котором установлен подшипник, увеличивается в диаметре, тонкие стенки наружного 1 и внутреннего кольца 3 деформируются, компенсируя тепловую деформацию вала и игл. Если подшипник не имеет внутреннего кольца, а состоит только из наружного кольца 1 и роликов 2 (фиг. 2), то в процессе работы подшипника тепловая деформация вала и игл компенсируется только упругой деформацией наружного кольца, имеющего прогиб профиля поперечного сечения подшипник качения, патент № 2013674н.

Для определения потребной величины прогиба колец приведем конкретные примеры расчета для подшипника 604601. Подшипник имеет только штампованное наружное кольцо 1 (фиг. 2) с направляющими бортами и размещенные внутри него иглы 2. Диаметр отверстия подшипника Dр = = 12,7+0,016+0,034, диаметр дорожки качения Dд = 15,9+0,016+0,024, диаметр игл d = 1,6-0,005, длина рабочей части игл l = 14,3-0,6, число игл в подшипнике z = 28. Диаметр вала, на который насаживается подшипник Dв = 12,7-0,011.

Из геометрических соотношений несложно определить радиальный зазор для стандартного подшипника:

P = Dр - Dв.

Отсюда для условий примера определяем Р = 0,016 - 0,045 мм.

В процессе работы подшипника температура подшипникового узла изменяется на 50-300оС. Радиальная тепловая деформация вала и игл равна

подшипник качения, патент № 2013674 = подшипник качения, патент № 2013674t(Dв+2d) подшипник качения, патент № 2013674 подшипник качения, патент № 2013674tDподшипник качения, патент № 2013674, где подшипник качения, патент № 2013674 - коэффициент линейного расширения материала деталей ( подшипник качения, патент № 2013674 = 12подшипник качения, патент № 201367410-6 1/град);

t - интервал изменения температуры;

D подшипник качения, патент № 2013674- диаметр дорожки качения наружного кольца.

Если температура узла повышается на 85оС, то

подшипник качения, патент № 2013674 = подшипник качения, патент № 2013674 подшипник качения, патент № 2013674 12подшипник качения, патент № 201367410-6подшипник качения, патент № 201367485(12,7+2подшипник качения, патент № 20136741,6) = 0,008 мм.

Таким образом, при увеличении температуры подшипникового узла более чем на 85оС радиальный зазор в подшипнике уменьшается и становится равным

Pt подшипник качения, патент № 2013674 P - 2подшипник качения, патент № 2013674 = P - 0,016, и следовательно, может произойти заклинивание подшипника.

Чтобы этого не произошло, на наружном кольце 1 подшипника (фиг. 2) выполнен прогиб, равный

подшипник качения, патент № 2013674н= подшипник качения, патент № 2013674t(Dв+2d) подшипник качения, патент № 2013674tподшипник качения, патент № 2013674Dд

Так, если возникает опасность повышения температуры на 150оС, то

подшипник качения, патент № 2013674н= подшипник качения, патент № 2013674 12подшипник качения, патент № 201367410-6подшипник качения, патент № 2013674150подшипник качения, патент № 201367415,9 = 0,014 мм.

Диаметр отверстия подшипника принимаем равным Dp = 12,7+0,018.

Радиальный зазор в подшипнике Р = = 0-0,029 мм, что в среднем в два раза меньше, чем в стандартном подшипнике, а это уменьшает величину контактных напряжений. Таким образом, подшипник предлагаемой конструкции по сравнению с прототипом менее чувствителен к тепловой деформации деталей подшипникового узла и имеет меньший радиальный зазор, что повышает его долговечность.

Если подшипник помимо наружного кольца 1 имеет и внутреннее кольцо 2 (фиг. 1), то суммарная величина их прогиба должна быть равна

подшипник качения, патент № 2013674н+ подшипник качения, патент № 2013674Bв= подшипник качения, патент № 2013674tподшипник качения, патент № 2013674Dд.

Класс F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения 

Наверх