приводное устройство тормоза преимущественно транспортных средств
Классы МПК: | F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора |
Автор(ы): | Йозеф Франиа[DE] |
Патентообладатель(и): | Вабко Вестингхауз Фарцойгбремзен, ГмбХ (DE) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-04-15 публикация патента:
30.05.1994 |
Использование: в приводных устройствах тормозов с автоматической регулировкой зазора. Сущность: приводное устройство тормозов снабжено регулировочным приспособлением , с помощью которого при износе элементов тормоза посредством подрегулировки поддерживается постоянный рабочий зазор. Для непрерывного контроля износа накладок тормоза устройство содержит датчик пути перемещения регулировочного приспособления с датчиком сигнала, установленным либо непосредственно на транспортном средстве, либо на диагностическом центре. 10 з. п. ф - лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, содержащее регулировочное приспособление, имеющее приводной тормозной рычаг, который выполнен с возможностью совместного с тормозным валом качательного движения относительно оси его вращения на угол, соответствующий воздушному зазору тормоза между тормозной накладкой и тормозным барабаном, расположенное между тормозным рычагом и валом регулировочное приспособление, кинематически связанное с тормозным валом с возможностью перестановки последнего относительно тормозного рычага вокруг оси вала на величину, соответствующую сохранению величины воздушного зазора тормоза при износе тормозных накладок, при этом регулировочное приспособление выполнено в виде редуктора с установленным с совместным вращением на валу червячным колесом и находящимся в зацеплении с ним червяком, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе и обеспечения контроля износа тормозных накладок, оно снабжено датчиком сигнала с датчиком пути перемещения, установленным с возможностью считывания измерительного пути регулировочного приспособления и в зависимости от считанного измерительного пути генерирования сигнала. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено элементом для формирования измерительного пути, установленным с возможностью перемещения совместно с червяком регулировочного приспособления относительно датчика сигнала с датчиком пути перемещения. 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что упомянутая деталь расположена с возможностью продольного перемещения относительно червяка и считывания измерительного пути в зависимости от регулировочного перемещения червяка. 4. Устройство по пп. 1 - 3, отличающееся тем, что червяк расположен в тормозном рычаге и имеет выполненный за одно целое с ним или с возможностью совместного вращения с ним хвостовик, который расположен за пределами тормозного рычага, устройство снабжено установленным между хвостовиком и деталью передаточным механизмом для передачи регулировочного движения червяка на упомянутую деталь. 5. Устройство по пп. 1 и 4, отличающееся тем, что датчик пути датчика сигнала выполнен в виде штифтового щупа, который расположен в контакте с выполненной на упомянутой детали кулачковой поверхностью, наклоненной к оси перемещения детали. 6. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что передаточный механизм выполнен в виде внутренней резьбы на детали и находящейся с ней в сцеплении внешней резьбы, соединенной с совместным вращением с хвостовиком. 7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что выполненная на хвостовике внешняя резьба расположена на охватывающей хвостовик и соединенной с ним с возможностью вращения втулке. 8. Устройство по п. 7, отличающееся тем, что оно снабжено расположенным между втулкой и хвостовиком фиксатором, установленным с возможностью приведения втулки и хвостовика в любое фиксированное положение друг относительно друга. 9. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено установленными на регулировочном приспособлении генерирующими или изменяющими магнитное поле средствами для формирования измерительного пути, расположенными с возможностью регистрации их совместного движения относительно датчика сигнала с помощью выполненного в виде датчика магнитного поля датчика пути перемещения. 10. Устройство по п. 9, отличающееся тем, что генерирующие изменяющие магнитное поле средства расположены на продолжении хвостовика. 11. Устройство по п. 9, отличающееся тем, что генерирующие магнитное поле или изменяющие магнитное поле средства расположены на детали, связанной с совместным вращением с регулировочным приспособлением.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводным устройствам тормозов с приспособлением для регулировки тормоза, в особенности тормоза транспортного средства. Известно приводное устройство, имеющее регулировочное приспособление, с помощью которого части передачи на тормоза, а именно тормозной вал и расположенный на нем тормозной рычаг, могут переставляться относительно другого. Эта перестановка служит для плавной регулировки передачи тормоза, обеспечивающей поддерживание в нем заданного зазора и стабильное срабатывание тормоза, что необходимо для обеспечения безопасности [1] . Износ или дефекты регулировочного приспособления и его механизма привода в действие могут, однако, вызвать неправильную регулировку из-за того, что заданный типом тормоза зазор в ходе эксплуатации не выдерживается, и тогда она не соответствует фактическому износу тормозных обкладок. Целью изобретения является повышение надежности в работе и обеспечение контроля износа тормозных накладок. Изобретение дает возможность ввести состояние или рабочее поведение тормозного устройства в электронную диагностическую систему, как стационарную, в мастерской, так и в случае транспортного средства в бортовую диагностическую систему. Изобретение позволяет реализацию с любым подходящим тормозным рычагом, независимо от рода воздействующего на него механизма привода в действие, например тормозной цилиндр пневматической или гидравлической тормозной системы. Изобретение повышает активную безопасность соответствующих тормозных систем; что особенно выгодно для транспортных средств. Это особенно справедливо, когда регулировочное приспособление расположено в тормозном рычаге, и поэтому визуальный контроль весьма затруднен. Еще одно преимущество изобретения состоит в его дальнейшем развитии за счет соединения контрольного устройства с функциональным элементами тормозного рычага и достигаемой за счет герметизации против внешних воздействий окружающей среды на транспортное средство. На фиг. 1 изображено приводное устройство тормоза с приспособлением для контроля износа накладок колодок тормозов; на фиг. 2 - частичный разрез устройства на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант устройства. Приводное устройство тормоза содержит приводной тормозной рычаг 1, который расположен на тормозном валу 2 приведения в действие тормоза, а также орган приведения в действие (на чертеже не изображен), например цилиндр со средой под давлением, с которым тормозной рычаг с тормозным валом приведения в действие тормоза может качаться относительно оси вращения вала 2. Угол поворота тормозного рычага между заданным исходным положением 3 и конечным положением 4 соответствует воздушному зазору тормозных элементов, например тормозных колодок барабана, в разомкнутом состоянии тормоза. Между тормозным валом 2 и тормозным рычагом 1 находится регулировочное приспособление в виде редуктора с червячным колесом 5 и червяком 6, имеющим хвостовик 7. Чтобы при износе тормозных элементов поддерживать заданный воздушный зазор тормоза, тормозной вал 2 относительно тормозного рычага 1 соответственно износу подворачивается посредством регулировочного приспособления. Эта регулировка обеспечивает практически неизменный максимальный ход тормозного рычага при торможении от исходного положения до конечного. Отклонение от этого хода в заданных границах определяется лишь упругостью системы тяг тормоза и различным нагревом тормозного барабана. Регулировочное приспособление 5, 6, 7 приводится в действие приводом 8, 9, 10, который состоит из поворотной относительно тормозного вала 2 и относительно тормозного рычага 1 зубчатки 8, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой 9, и шестеренки 10, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой 9. Между приводом и регулировочным приспособлением расположено устройство "мертвого" хода с ограничительными упорами 11 и устройство 12 свободного хода в виде муфты сцепления, действующей в одну сторону. Зубчатка 8 соединена с неподвижной относительно тормозного рычага 1 опорной точкой таким образом, что при отклонении тормозного рычага 1 за счет его движения относительно зубчатки 8, зубчатая рейка 9 и шестеренка 10 совершает приводное движение относительно регулировочного приспособления, причем при вращении шестеренки 10 в пределах упоров 11 устройство "мертвого" хода не передает приводного движения через муфту 12 свободного хода на регулировочное приспособление. Приводное движение зубчатой рейки 9 и шестеренки 10, при котором шестеренка 10 движется между упорами 11 устройства "мертвого" хода, соответствует повороту тормозного рычага между исходным положением 3 и конечным положением 4, которое соответствует заданному воздушному зазору между тормозными колодками и тормозным барабаном. При неисправности описанного выше регулировочного приспособления, т. е. если вызванный ездой износ тормозных элементов не компенсируется перестановкой тормозного вала 2 относительно тормозного рычага 1, при торможении получается ход тормозного рычага, который уходит за конечное положение 4. Червяк 6 имеет выходящий за пределы кожуха тормозного рычага 1 хвостовик 7. Охватывающая хвостовик 7 втулка 13 связана с ним жестко с возможностью совместного вращения. Жесткое соединение производится через находящийся между хвостовиком 7 и втулкой 13 шариковый фиксатор 14 с пружиной 15, разжимающей шарики 14, входящие в канавки 16, которые могут быть предусмотрены в любом количестве по внутреннему диаметру 17 втулки 13. Втулка 13 снабжена внешней резьбой 18, которая взаимодействует с внутренней резьбой 19 детали 20, измеряющей перемещение. Резьбовое соединение 18, 19 выполняет функции передаточного механизма 18, 19, деталь которого 20 соответственно вращению червяка 6 при регулировочном ходе приспособления 5, 6, 7 движется продольно относительно червяка 6. Деталь 20 для предотвращения поворота вместе со втулкой 13 фиксируется укрепленным в кожухе штифтом 21. Втулка 13 по обеим торцовым сторонам снабжена опорными подшипниками 22, 23 и ограничена против чрезмерного перемещения относительно хвостовика 7. Деталь 20 имеет наклонную относительно оси перемещения 24 кулачковую поверхность 25. Сигналы, генерируемые датчиком сигнала 27 через контакты 28, подаются на индикаторное или оценивающее устройство. Хвостовик 7 имеет на своем переднем конце фасонную часть 29, которая служит для надевания ключа, с помощью которого регулировочное приспособление 5, 6, 7 может регулироваться вручную. Шариковый фиксатор 14 служит в обоих направлениях вращения в качестве предохранения от поломок после того, как деталь 20 за счет регулирования попадает в крайнее положение, дойдя до одного из опорных подшипников 22 или 23. Преодолевая сопротивления фиксатора 14, хвостовик 6 выполняет относительное перемещение относительно втулки 13 и детали 20. Работа приводного устройства происходит следующим образом. За счет ручной регулировки регулировочного приспособления 5, 6, 7 тормозной рычаг 1 приводится в исходное положение 3, в котором при заданном воздушном зазоре тормоза кулачковая поверхность 25 относительно датчика 26 перемещения находится в начале измеряемого пути n. В ходе эксплуатации за счет износа накладок тормозов возникает увеличенный ход тормозного рычага 1, который описанным выше образом используется для перестановки регулирующего приспособления 5, 6, 7. Перестановка регулирующего приспособления приводит к относительному перемещению кулачковой поверхности 25 и датчика 26 перемещения. За счет следования профилю кулачковой поверхности 25 положение датчика 26 перемещения в виде электрического сигнала через контакты 28 выдается на индикатор или прибор оценки, который показывает степень износа накладок тормозов. Как следует из фиг. 3 регулировочное приспособление или взаимодействующие с ним детали, например хвостовик 7, могут быть оборудованы средствами 30, генерирующими или изменяющими магнитное поле. При их движении относительно датчика 31 сигнала с датчиком пути, выполненным на основе датчика, чувствительного к магнитному полю, регистрируется пройденный путь n. Электрические сигналы на электрических клеммах 28 датчика сигнала 27, 31 могут использоваться для управления оптическим или акустически индикатором в кабине водителя, или для передачи к электрическому устройству оценки стационарного диагностического центра, например, в ходе осмотра транспортного средства.Класс F16D65/52 автоматически действующие в одном направлении для ограничения максимального зазора