F16D3/70 связанными эластичными элементами, расположенными в отверстиях одной полумуфты и окружающими пальцы другой полумуфты
Патентообладатель(и):
Чалый Юлиан Константинович
Приоритеты:
подача заявки: 1991-10-16
публикация патента: 15.06.1994
Использование: машиностроение, для соединения соосных валов электродвигателя и компрессора при установке их на стенде для обкатки компрессора после ремонта. Муфта содержит две полумуфты со ступицами, промежуточный элемент и пальцы с упругими втулками, размещенными в отверстиях одной из полумуфт и свободно входящими в отверстия другой полумуфты при их осевом перемещении. Однонаправленные концевые участки пальцев жестко связаны с промежуточным элементом, который выполнен в виде каретки с направляющей частью, установленной на ступице одной из полумуфт с возможностью перемещения в осевом направлении до упора при введении пальцев в отверстия другой полумуфты с последующей фиксацией каретки на ступице двумя стопорными винтами, размещенными в направляющей части каретки. 1 ил.
УПРУГАЯ ВТУЛОЧНО-ПАЛЬЦЕВАЯ МУФТА, содержащая две полумуфты со ступицами и соединительные элементы в виде пальцев с упругими втулками, размещенных в отверстиях одной из полумуфт и свободно входящих в отверстия другой полумуфты при их осевом перемещении, при этом однонаправленные концевые участки пальцев жестко связаны с промежуточным кольцевым элементом, отличающаяся тем, что промежуточный кольцевой элемент выполнен в виде каретки с направляющей частью, установленной на ступице одной из полумуфт с возможностью перемещения в осевом направлении до упора при введениии пальцев в отверстия другой полумуфты с последующей фиксацией каретки на ступице двумя стопорными винтами, размещенными в направляющей части каретки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано для соединения соосных валов электродвигателя и компрессора при установке их на стенде для обкатки последнего после ремонта. Наиболее близким техническим решением к предложенному является упругая втулочно-пальцевая муфта, содержащая две полумуфты со ступицами и соединительные элементы в виде пальцев с упругими втулками, размещенных в отверстиях одной из полумуфт и свободно входящих в отверстия другой полумуфты при их осевом перемещении, при этом однонаправленные концевые участки пальцев жестко связаны с промежуточным кольцевым элементом. Недостатком данной муфты является неудобство при монтаже соосных валов, а также малая производительность. Задача изобретения - упрощение эксплуатации муфты путем облегчения центровки валов и уменьшения необходимости перемещения машин и агрегатов при их центровке. Задача решается тем, что в упругой втулочно-пальцевой муфте, содержащей две полумуфты со ступицами и соединительные элементы в виде пальцев с упругими втулками, размещенных в отверстиях одной из полумуфт и свободно входящих в отверстия другой полумуфты при их осевом перемещении, однонаправленные концевые участки пальцев жестко связаны с промежуточным кольцевым элементом, который выполнен в виде каретки с направляющей частью, установленной на ступице одной из полумуфт с возможностью перемещения в осевом направлении до упора при введении пальцев в отверстия другой полумуфты с последующей фиксацией каретки на ступице двумя стопорными винтами, размещенными в направляющей части каретки. На чертеже изображена муфта, продольный разрез. Упругая втулочно-пальцевая муфта содержит две полумуфты 1 и 2, со ступицами, промежуточный кольцевой элемент, выполненный в виде каретки 3, соединительные элементы в виде пальцев 4 с упругими втулками 5, гайки 6 и шайбы 7, крепящие пальцы 4 в корпусе каретки 3, стопорные винты 8 и шайбы 9, крепящие каретку 3 на ступице полумуфты 1, и шайбу 10. Полумуфта 1 в собранном виде вместе с кареткой 3 устанавливается на вал электродвигателя, установленного на стенде. В конце ремонта на вал компрессора одевается сопряженная полумуфта 2 и крепится гайкой и контргайкой. Перед установкой компрессора на стенд каретка 3 сдвигается по ступице направляющей полумуфты 1 влево до упора в шайбу 10, при этом торцы головок пальцев 4 должны быть в одной торцевой плоскости полумуфты 1. Соединение полумуфты производится следующим образом. Компрессор грузоподъемным механизмом (условно не показан) опускают на его место на стенде с таким расчетом, чтобы зазор между подлежащими соединению полумуфтами был в пределах 4-5 мм. Отцентрированный и закрепленный компрессор соединяется с полумуфтой на двигателе. Для этого полумуфту на электродвигателе поворачивают до совпадения ее пальцев с отверстиями сопряженной полумуфты компрессора. Каретку 3 с пальцами 4 перемещают вправо, при этом пальцы, закрепленные на каретке, входят в отверстия полумуфты компрессора. Перемещение осуществляют до упора каретки 3 в полумуфту 1, после чего каретку стопорными винтами 8 и контргайками 9 закрепляют на полумуфте 1. Применение устройства облегчает центровку соединяемых валов и исключает необходимость взаимного перемещения машин и соединяемых агрегатов.