задвижка
Классы МПК: | F16K3/10 с приспособлениями для раздвигания уплотняющих поверхностей или их взаимного прижатия |
Автор(ы): | Кузьмин Александр Леонидович, Шатохин Игорь Михайлович |
Патентообладатель(и): | Кузьмин Александр Леонидович, Шатохин Игорь Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-09-06 публикация патента:
15.06.1994 |
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорного или регулирующего устройства в напорных трубопроводах различного назначения. Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности и быстродействия. В задвижке имеется корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами и седлом 4. Шток 5 выполнен с выемкой 13. В центре дисков 7 и 8 выполнены отверстия и между ними установлен клапан 12. Толкатель клапана 12 взаимодействует с выемкой 13 штока 5. Диски 7 и 8 соединены мембранами 10 и вместе с ними образуют мембранную коробку. Диаметр мембранной коробки больше диаметра кольцевого уплотнительного элемента 9. На диске 8 жестко закреплена каретка 14, которая опирается через ролики 15 на стенку корпуса. Ролики 15 связаны сепараторами 16. На диске 7 установлено кольцевое уплотнение 9. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. ЗАДВИЖКА, содержащая корпус, шток управления и шиберный затвор, выполненный в виде круглой мембранной коробки, установленной на каретке, снабженной кольцевым уплотнительным элементом и состоящей из двух жестких дисков, герметично соединенных между собой связкой мембран, отличающаяся тем, что в центрах дисков выполнены проходные отверстия, между которыми установлен запорный клапан, имеющий седло, расположенное на диске, прикрепленном к каретке, при этом клапан снабжен толкателем, образующим с выемкой на штоке кинематическую пару, а диаметр внутренней полости мембранной коробки больше наружного диаметра кольцевого уплотнительного элемента. 2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что мембраны, соединяющие диски, скреплены с ними вблизи кромок центральных отверстий и выполнены с возможностью прилегания к торцам дисков всей своей торцевой поверхностью. 3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что каретка и корпус снабжены опорными и направляющими плоскостями, между которыми вставлены ролики, связанные сепараторами в виде двух отдельных блоков, при этом направляющие пазы снабжены ограничительными тупиками, причем расстояние от тупиков до открытых концов пазов больше длины роликовых блоков на половину длины перестановочного хода затвора задвижки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорного или регулирующего устройства в напорных трубопроводах различного назначения. Известны задвижки, содержащие корпус, входной и выходной патрубки с седлами, диски с уплотнительными элементами и механизм прижима дисков к седлам, выполненный, например, в виде рычажно-шарнирного привода (см. например, авт. св. СССР N 567882, кл. F 16 K 3/10, 0,5.08.77, авт.св. N 1086269, кл. F 16 K 3/18, 15.04.84). Основным недостатком задвижек данного типа является их низкая надежность, сложность конструкции и недостаточное быстродействие, обусловленные необходимостью приложения больших механических сил для перемещения дисков в двух направлениях - вертикальном для вывода из зоны потока рабочей среды и горизонтальном для прижима уплотнительных элементов. Кроме того, такие задвижки имеют увеличенные габариты и массу из-за громоздкости механических узлов. Другим типом задвижек являются задвижки, в которых перемещение запирающих органов осуществляется гидравлическим или пневматически приводом. При этом запирающие органы, как правило, перемещаются вертикально от механического привода и прижимаются к седлам принудительно с помощью гидравлических или пневматических устройств, приводимых в действие от отдельных пневмогидроприводов (см. авт.св. СССР N 509745, кл. F 16 K 3/10, 14.11.74). Наиболее близком к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является задвижка, включающая корпус, шток управления и шиберный затвор, выполненный в виде установленной на каретке круглой мембранной коробки, снабженной кольцевым уплотнительным элементом и состоящей из двух жестких дисков, герметично соединенных между собой связкой линзовых компенсаторов или мембран (см. авт.св. СССР N 435408, кл. F 16 K 3/10, 15.11.1971). В данном устройстве полость мембранной коробки соединена с магистралью командного давления через полость штока, а каретка затвора перемещается в корпусе, опираясь на оси роликов, взаимодействующих с направляющими консольными рейками корпуса. Недостатком задвижки-прототипа является наличие постороннего источника командного давления. В связи с этим требуется дополнительный трубопровод для передачи давления в полость мембранной коробки и отдельные элементы управления командным давлением. Такое конструктивное выполнение снижает надежность и быстродействие задвижки особенно при работе в условиях высокого давления запираемого потока. Кроме того, опоры качения в виде роликов с консольными осями ограниченного сечения и направляющие консольные рейки не могут воспринимать большие нагрузки от статического и динамического давления запираемой среды в момент переключения затвора, а трение при скольжении осей роликов увеличивает нагрузку на привод перемещения. Недостатком задвижки-прототипа является также то, что тонкие элементы стенок мембранной коробки при высоких перепадах давления между внутренней и наружной ее полостями будут разрушаться от недопустимых деформаций. При увеличении толщины стенок мембран снизится их рабочий ресурс, так как они работают в условиях знакопеременных нагрузок. Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно упрощение конструкции задвижки, повышение ее надежности и быстродействия. Цель достигается тем, что в известной задвижке включающей корпус, шток управления и шиберный затвор, выполненный в виде установленной на каретке круглой мембранной коробки, снабженной кольцевым уплотнительным элементом и состоящей из двух жестких дисков, герметично соединенных между собой связкой мембран, согласно которыми установлен запорный клапан, имеющий седло, расположенное на диске, прикрепленном непосредственно к каретке, при этом клапан снабжен толкателем, образующим с выемкой на штоке кинематическую пару, а диаметр внутренней полости мембранной коробки превышает наружный диаметр кольцевого уплотнительного элемента. Дополнительно к этому мембраны, соединяющие диски, скреплены с ними вблизи кромок центральных отверстий и выполнены с возможностью прилегания к торцам дисков всей своей торцевой поверхностью. Кроме того, каретка и корпус снабжены опорными и направляющими плоскостями, между которыми вставлены ролики, связанные сепараторами в виде двух отдельных блоков, при этом направляющие пазы снабжены ограничительными тупиками, причем расстояние от тупиков до открытых концов пазов превышает длину роликовых блоков на 0,5 длины перестановочного хода затвора задвижки. Для выяснения соответствия критерию "существенные отличия" был проведен поиск решений, содержащих совокупность указанных отличительных признаков. В результате поиска таких решений обнаружено не было, что позволяет считать предлагаемое решение соответствующим критерию "существенные отличия". Следует обратить внимание, что заявленная совокупность признаков является функционально самостоятельной совокупностью, т.е. все признаки взаимосвязаны друг с другом и их взаимосвязь носит устойчивый характер. Только благодаря этой взаимосвязи достигается положительный эффект, который не может быть получен от простого суммирования признаков, составляющих совокупность. На фиг. 1 изображена предлагаемая задвижка, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечное сечение. Задвижка включает корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами и седлом 4 затвора. Затвор снабжен органом управления, выполненным в виде штока 5 с рукояткой 6. Затвор содержит два диска 7 и 8. На одном из дисков (диске 7) установлен кольцевой уплотнительный элемент 9. Оба диска соединены между собой мембранами 10 и вместе с ними образуют мембранную коробку, внутренняя полость которой с одной стороны через дроссельное отверстие 11 в диске 7 соединена с входным каналом 2, а с другой стороны через клапан 12, седло которого установлено во втором диске 8, - с выходным каналом 3, при этом торец толкателя клапана 12 установлен с возможностью взаимодействия с поверхностью штока 5, которая в зоне контакта с толкателем имеет выемку 13, образующую на поверхности штока кулачковый профиль. К второму диску жестко прикреплена каретка 14, в боковых пазах которой размещены ролики 15 с рамками сепараторов 16. Каретка имеет канал 17 с направляющим патрубком 18 для пропуска среды через задвижку в открытом ее положении. Шток 5 уложен в канал квадратного сечения, образованный пазами на диске 8 и каретке 14 и может свободно проворачиваться в канале вокруг своей оси рукояткой 6. Продольная фиксация штока относительно затвора обеспечивается узлом 19. Особенностью конструкции задвижки является длина свободного пространства в боковых пазах каретки 14, ограниченная тупиками пазов и торцами рамок сепараторов при позиции затвора в положении "закрыто". Эта длина должна составлять половину длины полного хода затвора (Н). Зазор (



Класс F16K3/10 с приспособлениями для раздвигания уплотняющих поверхностей или их взаимного прижатия
дроссель регулируемый прямоточный многопроходный - патент 2467236 (20.11.2012) | ![]() |
вакуумный затвор для вакуумного устройства - патент 2376399 (20.12.2009) | ![]() |
высоковакуумный цельнометаллический шибер - патент 2327917 (27.06.2008) | ![]() |
задвижка - патент 2244863 (20.01.2005) | ![]() |
вакуумный шиберный клапан - патент 2059136 (27.04.1996) | |
вакуумный шиберный клапан - патент 2053426 (27.01.1996) | |
двойная тарельчатая клиновая задвижка - патент 2050494 (20.12.1995) | |
высоковакуумный клапан - патент 2014535 (15.06.1994) |