способ получения стереоизображения
Классы МПК: | G03B35/02 путем последовательного экспонирования |
Патентообладатель(и): | Фелистак Юрий Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-27 публикация патента:
15.06.1994 |
Изобретение относится к кинотелевизионной технике и предназначено для применения в массовом кино и телевидении. Сущность изобретения: способ включает киносъемку с нескольких чередующихся точек при относительном угловом перемещении камеры и объекта и проекцию изображения на экран. Способ определяет угол поворота камеры или объекта и необходимое расстояние между соответствующими точками изображения объекта на соседних кадрах. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ, включающий киносъемку с нескольких чередующихся точек при относительном угловом колебательном перемещении камеры и объекта и проекцию изображения на экран кинопроекционным аппаратом, отличающийся тем, что угол поворота камеры или объекта устанавливают из соотношения= 0,006 рад,
а расстояние Го между соответствующими точками изображения на двух соседних кадрах определяют согласно условию
Dа Dз Dп Dм,
где Dм - максимально допустимое расстояние между двумя соответствующими точками изображения на двух соседних кадрах, равное 2,7 стс при съемке неподвижных объектов и 6 - 8 стс при съемке подвижных объектов;
Dа - неустойчивость кадра в кинопроекторе, при этом Dа 1,5 стс при съемке неподвижных или подвижных и неподвижных объектов, Dа 3 стс при съемке подвижных объектов;
Го - глубина объекта;
Dз - расстояние между соответствующими точками изображения на заднем плане;
Dп - расстояние между соответствующими точками изображения на переднем плане;
стс - стандартная телевизионная строка, равная 1/600 высоты объекта на переднем плане или 1/600 высоты кадра на пленке. 2.Способ по п.1, отличающийся тем, что при съемке объекта, движущегося в горизонтальной плоскости, камеру перемещают вертикально.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к телевизионной технике и обеспечивает получение объемного стереоизображения. Известен способ получения стереоизображения/ основанный на получении стереопары и последующей ее проекции с применением средств сепарации кадров для каждого глаза наблюдателя. Однако при этом способе необходимо применять сложную аппаратуру как при съемке/ так и при проекции изображения на экран. Известен также способ получения объемного изображения/ при котором съемку производят движущейся камерой при неподвижном объекте или неподвижной камерой при поворачивающемся объекте/ а проекцию осуществляют обычным проектором. Однако качество стереоизображения получается недостаточным/ а часто и вовсе отсутствующим. Целью изобретения является получение стабильного и качественного стереоизображения. Для достижения этой цели киносъемку производят с нескольких чередующихся точек/ перемещая камеру влево-вправо и разворачивая ее оптическую ось на объект на угол / определяемый ниже. Возможен колебательный разворот объекта на тот же угол при неподвижной камере. При произвольном движении объекта в горизонтальной плоскости камеру предпочтительно перемещать вертикально. Условия получения полноценного качественного стереоизображения следующие. Сдвиг соответствующих точек на соседних по времени кадрах не должен превышать Дм = 2/7 стс/стс - стандартная телевизионная строка/ единица измерения удобная для описания условий съемки/ 1 стс = 1/600 высоты объектов переданного плана или 1/600 высоты кадра на пленке/. Вторым условием является требование к аппаратной неустойчивости кадра Да/ главным образом в кинопроекторе. Да должно быть значительно меньше Дм(ДаДм)/иначе она подавит полезный сигнал Д. Для этого должно выполняться условие Да 1/5 стс. Такую неустойчивость кадра имеют проекторы/ находящиеся в эксплуатации небольшой срок. Сдвиг соответствующих точек передних деталей Дп объекта должен быть Дп Дм/ а сдвиг соответствующих точек на заднем плане объекта Дз Да. Угол съемки = 0,006рад/ где Гo- глубина объекта/ которую надо передать объемно/ обеспечивает выполнение этих условий1/5 стс Да Дз Дп Дм = 2/7 стс. На фиг .1 показана схема съемки/ где 1 - точка пересечения главных оптических осей камеры; - угол пересечения; Да - неустойчивость кадра в проекторе; Дм - предельно допустимый сдвиг соответствующих точек; П - передняя граница пластинки; З - задняя граница; Гa - общая глубина площадки; Гx - глубина минус зоны; Гo - глубина плюс зоны. Главные оптические оси камеры в каждой чередующейся точке съемки пересекаются за объектом в точке 1. Объект съемки располагают в плюс-зоне передней границе пластинки П и задней границы З. Сдвиг соответствующих точек на передней границе-пластики не должен превышать Дм = 2/7 стс/ иначе объект будет дрожать и колебаться/ а объемность будет снижена. По мере приближения к точке пересечения оптических осей/ сдвиг соответствующих точек на соседних кадрах уменьшается/ а на задней границе пластики 3 становится соизмеримым с аппаратной неустойчивостью кадра. Да/ но он не должен быть меньше нее/ иначе паразитная неустойчивость заглушит полезный сигнал и объект будет наблюдаться плоско/ как в обычном кино. Угол охвата и глубина объекта Гo/ а также величина Дм и Да позволяют организовать сценическую площадку так/ чтобы удовлетворить всем требованиям съемки. По углу находят расстояние между передней границей пластики и точкой пересечения главных оптических осей камеры Гa=Дм/. Находят глубину минус-зоны Гx= Да// в которой стереоэффект подавлен аппаратной неустойчивостью кадра в кинопроекторе. Объекты/ расположенные в минус-зоне/ будут наблюдаться четко/ но не объемно/ как в обычном кино. Если смириться с этим/ то часть объектов можно располагать и в минус зоне/ но объект/ который надо передать объемно/ следует располагать в плюс-зоне/ глубина которой равна глубине объекта Гo. Если угол получился больше 0/006 рад/ то надо увеличить глубину плюс зоны и взять Гo больше/ чем нужно/ так/ чтобы угол стал меньше 0/006 рад/ иначе будет дрожать и колебаться объект. Базис съемки - расстояние/ на которое надо перемещать камеру при чередовании точек съемки/ равен Б = Н/ где Н - расстояние между камерой и точкой пересечения ее главных оптических осей. Перемещение камеры из точки в точку должно совершаться плавно без толчков и рывков/ так чтобы паразитные колебания самой камеры при ее перемещении были меньше аппаратной неустойчивости кадра/ причем главные оптические оси камеры должны пересекаться в точке 1. Необходимо также обеспечить достаточно высокую четкость изображения (не менее 600 строк)/ чтобы сдвиг мелких деталей был хорошо заметен и мозг зрителя по этому сдвигу построил объемное изображение. Таким способом можно снимать как неподвижные/ так и подвижные объекты. Но при этом следует иметь ввиду/ что когда объект и камера при переходе из одной точки съемки в другую перемещаются в противоположные стороны/ то сдвиг соответствующих точек может превзойти допустимый. Поэтому при горизонтальном перемещении объектов/ камеру при чередовании точек МО съемки лучше перемещать вертикально. При этом не требуется согласования между перемещением камеры и движением объектов. Если на сценической площадке нет неподвижных объектов и все объекты без каких-либо остановок перемещаются/ то максимально допустимый сдвиг соответствующих точек можно увеличить до Дм = 6-8 стс. Соответственно с этим можно увеличить допустимую аппаратную неустойчивость кадра в кинопроекторе до Да 3 стс/ что позволяет применять при проекции таких стереофильмов обычные кинопроекторы/ длительное время находившиеся в эксплуатации/ и демонстрировать эти фильмы в любом кинотеатре. Но при съемке подвижных объектов вместе с неподвижным/ т.е. при такой съемке/ которая сделает монокулярное кино полноценным/ максимально допустимый сдвиг соответствующих точек должен быть Дм = 2/7 стс/ т.е. такой/ какой нужен для съемки неподвижных объектов/ но подвижные объекты могут при этом выходить за переднюю границу пластики. А для демонстрации такого фильма надо применять кинопроекторы/ которые очень недолго находились в эксплуатации/ у которых неустойчивость кадра близка к той/ с которой они были выпущены с завода. А эта неустойчивость в 2-3 раза меньше неустойчивости кинопроектора/ длительное время находившихся в эксплуатации. Так/ например/ у нового/ не бывшего еще в эксплуатации 35 мм проектора Да = 1 стс/ у нового 16 мм проектора Да = 1/2 стс и у нового 8 мм кинопроектора Да = 1/5 стс. У всех этих проекторов при длительной эксплуатации Да достигает предельно допустимой величины Да = 3 стс/ после чего кадр начинает заметно дрожать. Пример. Необходимо отснять на 16 мм пленку букет из 10-12 цветков. 1. Пленка должна иметь четкость П 1 стс. Это значит/ что на всю высоту кадра 7/5 мм должно уложиться не менее 600 линий. 600/7/5 = 80 линий на мм. Такую разрешающую способность должна иметь пленка. Желательно иметь цветную пленку с обращением. 2. Диафрагма. Стандартный кружок рассеивания К = 0/02 мм дает на высоту кадра 7/5/0/02 = 375 линий/ что недостаточно для хорошего эффекта. Поэтому надо применять диафрагмирование. Для гарантии берут диафрагму 16 и подбирают под нее необходимое освещение. 3. Кинопроектор берут новый/ не бывший еще в эксплуатации/ где аппаратная неустойчивость кадра невелика. У нового 16 мм кинопроектора Да = 0/015 мм. Выражают ее в стс. Для этого находят толщину 1 стс при высоте кадра 7/5 мм: 7/5/600 = 0/0125 мм. Тогда аппаратная неустойчивость выраженная в стс/ будет: Да = 0/015/0/0125 = 1/2 стс. 4. Зона подавленного объемного эффекта (см. фиг.2) обозначена знаком "минус"/ а зона хорошего - знаком "плюс". На поверхности 1/ разделяющей эти зоны/ Д = Да = 1/2 стс. Полезный сигнал Д соизмерим с аппаратной неустойчивостью Да. Поверхность 3 - это передняя граница пластики/ на ней полезное отклонение равно 3 стс (Д = 3 стс). Точка 2 - точка пересечения оптических осей камеры в двух крайних положениях; - угол/ под которым пересекаются оптические оси в точке 2. На чертеже видно/ что "минус" - зона Х/Гa= 1/2 стс/3 стс = 0/4 или 40% всей глубины пластики Гa. На полезную зону с хорошим стереоэффектом (плюс-зону) оставляется 60% глубины пластики. Эту зону можно использовать для съемки. 5. Объект съемки. Букет вместе с вазой имеет высоту 50 см и такую же глубину. Глубину плюс-зоны надо взять с некоторым запасом/ так как на передней границе пластики Д = 3 стс и детали объекта не должны ее касаться/ а быть от нее на некотором расстоянии. Глубину плюс-зоны берут с запасом 10 см/ так что всего она будет иметь длину 50+10=60 см. Это составляет 60% от всей глубины пластики Гa и/ следовательно/ минус-зона будет иметь длину 40 см (40% от всей глубины пластики Гa). Располагают букет в плюс-зоне так/ чтобы ни один цветок не касался передней границы пластики/ и между нею и деталями объекта был зазор 1-2 см. 6. Угол . Выражают глубину пластики Гaв стс. Гa= 100 см = 2 Вк = 2600 стс = 120 стс. Тогда = 3 стс/1200 стс = 0/0025 рад. - меньше предельного угла 0/006/ значит съемка возможна. 7. Базис съемки. Пусть камера установлена на расстоянии Н = 300 см от точки пересечения ее оптических осей/ т.е. на расстоянии 200 см от объекта. Тогда базис МО съемки будет Б = ОН = 0/0025300 = 0/75 7 мм. На такое расстояние надо передвигать вправо-влево камеру при покадровой съемке/ но так/ чтобы ее оптические оси пересекались в точке 2. Вместо камеры можно поворачивать сам объект на угол вокруг точки 2. Если угол мал/ то эффект объемности будет невелик/ но хорошо будет видна стереоскопичность расположения цветов в пространстве. Изобретение позволяет получать стереоизображение без использования сложной аппаратуры/ а именно обычным киносъемочным и кинопроекционным аппаратом/ а зрителям наблюдать стереоэффект без индивидуальных сепарирующих средств/ что позволяет широко использовать предложенный способ в стереокино и телевидении.