кузов легкового автомобиля с убирающейся панелью крыши

Классы МПК:B60J7/053 с движением, использующим на заключительном этапе закрывания вертикальную составляющую, обеспечивающую закрытое и уплотненное состояние
Патентообладатель(и):Шевцов Дмитрий Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-12
публикация патента:

Использование: автомобилестроение. Цель: улучшение эксплуатационных качеств автомобиля. Сущность изобретения: кузов, включающий панель крыши 2 и имеющие возможность перемещения относительно него раму 1 ветрового стекла и задний каркас 4, снабжен двумя группами направляющих поднятого 3 и убранного положений для взаимодействия с панелью крыши 2 в поднятом и промежуточном, а также в промежуточном и убранном ее положениях соответственно, причем по меньшей мере одна из групп направляющих выполнена подвижной. 6 з.п. ф-лы, 16 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16

Формула изобретения

1. КУЗОВ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ С УБИРАЮЩЕЙСЯ ПАНЕЛЬЮ КРЫШИ, связанными с кузовом рамой ветрового стекла и задним каркасом, у которого в поднятом положении панель крыши расположена на верхней части рамы ветрового стекла и заднем каркасе, а в убранном и промежуточном положениях задний каркас установлен с возможностью перемещения относительно других частей кузова, отличающийся тем, что он снабжен двумя группами направляющих поднятого и убранного положений для взаимодействия с панелью крыши соответственно в поднятом и промежуточном и в промежуточном и убранном ее положениях, причем по меньшей мере одна из групп направляющих установлена с возможностью перемещения.

2. Кузов по п.1, отличающийся тем, что направляющие поднятого положения соединены с рамой ветрового стекла с возможностью перемещения относительно нее параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля.

3. Кузов по п.1, отличающийся тем, что направляющие поднятого положения соединены с задним каркасом с возможностью перемещения относительно него параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля.

4. Кузов по п.3, отличающийся тем, что направляющие убранного положения неподвижны относительно кузова и установлены в его внутренней части.

5. Кузов по п.1, отличающийся тем, что направляющие убранного положения выполнены подвижными с возможностью перемещения относительно кузова параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля.

6. Кузов по пп.2 и 5, отличающийся тем, что направляющие убранного положения установлены в передней части кузова перед рамой ветрового стекла.

7. Кузов по пп.3 и 5, отличающийся тем, что направляющие убранного положения установлены в задней части кузова за задним каркасом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к кузовам пассажирских транспортных средств, преимущественно легковых автомобилей, имеющих убирающийся жесткий верх.

Известен кузов легкового автомобиля [1], содержащий убирающуюся жесткую панель крышки и шарнирно соединенный с кузовом задний каркас. В поднятом положении панель крыши установлена на верхней части рамы ветрового стекла и заднем каркасе, а в убранном - задний каркас и панель крыши расположены во внутренней части кузова.

Известен кузов легкового автомобиля с убирающимся жестким верхом [2], содержащий два шарнирно соединенных с кузовом сегмента, совместно образующих задний каркас, и жесткую панель крыши, в поднятом положении своей передней частью установленную на верхней части рамы ветрового стекла, а задней шарнирно соединенную с верхней частью одного из сегментов заднего каркаса. При этом для перевода в убранное положение панели крыши установлена с возможностью поворота назад относительно указанного сегмента и последующего совместного с ним перемещения в кузове.

Недостатками данных конструкций являются неудобство эксплуатации кузова автомобиля за счет больших потерь пространства внутри него при размещении панели крыши с элементами заднего каркаса в убранном положении, невозможность трансформации крыши в ходе движения и пр.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств автомобиля.

Поставленная цель достигается тем, что кузов легкового автомобиля с убирающимся жестким верхом, включающий панель крыши и связанные с кузовом раму ветрового стекла и задний каркас, при этом в поднятом положении панель крыши расположена на верхней части рамы ветрового стекла и заднем каркасе, а в убранном и промежуточном положениях рама ветрового стекла и задний каркас установлены с возможностью перемещения, например шарнирного, относительно кузова, снабжен двумя группами направляющих поднятого и убранного положений для взаимодействия с панелью крыши в поднятом и промежуточном, а также в убранном и промежуточном ее положениях соответственно, причем по меньшей мере одна из групп направляющих выполнена подвижной.

В зависимости от варианта выполнения кузова направляющие поднятого положения соединены с рамой ветрового стекла или с задним каркасом с возможностью перемещения относительно последних, например шарнирного, в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля, в том числе вращения вокруг оси, перпендикулярной данной плоскости.

Направляющие убранного положения в зависимости от варианта выполнения кузова выполнены с возможностью перемещения относительно кузова: либо шарнирного в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля, в том числе вращения вокруг оси, перпендикулярной данной плоскости, либо плоскопараллельного в указанной плоскости, либо комбинированного из двух описанных.

В зависимости от места установки направляющих поднятого положения - на раме ветрового стекла или заднем каркасе - направляющие убранного положения расположены либо в передней части автомобиля перед рамой ветрового стекла, либо в задней части кузова за задним каркасом.

Кроме того, по одному из вариантов направляющие поднятого положения установлены на заднем каркасе с возможностью перемещения относительно него параллельно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось автомобиля, а направляющие убранного положения выполнены неподвижными относительно кузова и установлены в его внутренней части.

На фиг.1-4 показан вариант кузова с подвижными направляющими поднятого положения, установленными на заднем каркасе, и неподвижными направляющими убранного положения, размещенными в кузове; на фиг.5-13 - вариант кузова с направляющими поднятого положения, установленными на заднем каркасе, и подвижными направляющими убранного положения, размещенными в задней части кузова, а также подварианты выполнения направляющих поднятого положения подвижными либо неподвижными относительно заднего каркаса; на фиг.14-16 - один из подвариантов кузова с направляющими поднятого положения, установленными на раме ветрового стекла, и подвижными направляющими убранного положения, размещенными в передней части кузова, подварианты включают подвижную либо неподвижную установку направляющих поднятого положения относительно рамы ветрового стекла.

На фиг. 1-16 показаны рама 1 ветрового стекла, панель крыши 2, направляющие 3 поднятого положения, задний каркас 4, шарнир 5 заднего каркаса, направляющие 6 убранного положения, крышка багажника 7, шарнир 8 рамы ветрового стекла.

Трансформация кузова происходит следующим образом.

Вариант 1. Жесткая панель крыши 2, в поднятом положении установленная на раме 1 ветрового стекла и заднем каркасе 4 (фиг.1), под действием прилагаемого усилия перемещается назад по направляющим 3 поднятого положения с одновременным либо последующим их совместным поворотом вверх-назад до фиксированного положения (фиг.2). Далее панель крыши 2 по направляющим 3 поднятого положения опускается и вступает во взаимодействие с направляющими 5 убранного положения, перемещаясь по ним внутрь кузова (фиг.3). После этого задний каркас 4 может быть либо перемещен внутрь кузова с помощью, например, шарнира 5, либо оставлен в исходном положении в качестве дуги безопасности (фиг.4). Перевод крыши из убранного положения в поднятое производится в обратной последовательности.

Вариант 2. В исходном поднятом положении панель крыши 2 установлена на раме 1 ветрового стекла и заднем каркасе 4, как и в варианте 1. Далее происходит перемещение направляющих 6 убранного положения до положения возможного взаимодействия с панелью крыши 2 (фиг.6, 9, 10, 12 и 13). Панель крыши 2 перемещается по направляющим 3 поднятого положения 3 навстречу направляющим 6 убранного положения, при этом в процессе трансформации направляющий 3 поднятого положения могут либо оставаться неподвижными относительно кузова и заднего каркаса 4 (фиг. 6, 9 и 10), либо перемещаться относительно неподвижного заднего каркаса 4 до обеспечения последующего взаимодействия панели крыши 2 с направляющими 6 убранного положения (фиг.12), либо перемещаться относительно кузова совместно с задним каркасом 4, оставаясь неподвижными относительно последнего (фиг.13). После установки панели крыши 2 на направляющих 6 убранного положения последние с панелью перемещаются в исходное (убранное) положение. В данном варианте направляющие 6 убранного положения конструктивно могут быть совмещены с крышкой багажника 7 (фиг.10), располагаться под ней (фиг.8 и 9) либо над ней (фиг.6 и 7). Следовательно, в убранном положении панель крыши 2 может располагаться как сверху заднего отсека кузова, в частности на крышке багажника, так и внутри него, например в багажнике (фиг.9 и 10).

Вариант 3. Взаимодействие направляющих 3 и 6 поднятого и убранного положений с панелью крыши 2, а также ее дальнейшее перемещение совместно с направляющими 6 убранного положения осуществляется аналогично варианту 2. Отличие заключается в установке направляющих 3 поднятого положения на раме 1 ветрового стекла и расположении направляющих 6 убранного положения в передней части кузова перед рамой 1 ветрового стекла (фиг.16). На фиг.15 и 16 показан подвариант трансформации кузова, при котором направляющие 3 поднятого положения выполнены подвижными, панель крыши 2 в убранном положении размещена на направляющих 6 поверх переднего отсека, а рама 1 ветрового стекла с помощью шарнира 8 откинута вперед.

Для производства описанных вариантов трансформируемого кузова могут быть использованы элементы известных конструкций: направляющие, например, могут быть выполнены в виде полозков различной формы, роликов, обойм, шариков и т.п., привод подвижных деталей может быть как ручной с использованием пружинных элементов торсионов, тяг и т.д., так и электрический с помощью электродвигателей, концевых микровыключателей и пр.

Использование предлагаемого технического решения позволит сократить потери полезного пространства внутри кузова, например багажника, при размещении панели крыши в убранном положении, а также обеспечит возможность трансформации кузова в процессе движения автомобиля.

Наверх