экраноплан

Классы МПК:B60V1/10 в которых соплам, образующим воздушную завесу, или основанию транспортного средства придается форма, обеспечивающая создание вихревой завесы 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью "Рондо"
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-03
публикация патента:

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в летательных аппаратах на воздушной подушке. Цель изобретения - снижение затрат топлива на отрыв от опорной поверхности с одновременным расширением области использования. Каждый подъмный блок снабжен по крайней мере двумя тороидальными подъемно-стартовыми элементами, выполненными открытыми в нижней свой части. Элементы сообщены с нагнетателями газоводами. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ЭКРАНОПЛАН, содержащий два симметричных подъемных блока с расположенным между ними неподвижным крылом, выносные нагнетатели рабочего потока с газоводами и кабину экипажа, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат топлива на отрыв от опорной поверхности с одновременным расширением области использования, каждый подъемный блок снабжен по крайней мере двумя тороидальными подъемно-стартовыми элементами, выполненными открытыми в нижней части, которые сообщены с нагнетателями газоводами, при этом сечение на входе в тороидальный элемент выбрано не более сечения выходного сопла нагнетателя, а диаметр тороидального элемента - равным 10 - 11 диаметрам выходного сопла нагнетателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к летательным аппаратам, и может быть использовано в качестве оперативного скоростного транспортного средства.

Известен экраноплан [1] с корпусом, выполненным в форме крыла, снабженный большим количеством реактивных двигателей.

Недостатком известного устройства является большая затрата топлива (до 80% ) на разгон аппарата до скорости, при которой возникает достаточная подъемная сила на плоскостях, работающих совместно с экраном, что не позволяет их использовать в многократном режиме, а также невозможность старта аппарата с любых, кроме водной, опорных поверхностей.

Из известных устройств наиболее близким к заявленному является экраноплан с неподвижным крылом [2], который и выбран в качестве прототипа.

Недостатками прототипа является, так же как и других известных устройств аналогичного назначения, невозможность его использования в многократном режиме из-за огромной затраты топлива на разгон аппарата до скорости, необходимой для его отрыва от опорной поверхности. Кроме того, такой стартовой опорной поверхностью для устройства-прототипа может служить только водная поверхность, что в условиях одноразового использования делает его аппаратом ограниченного назначения.

Цель изобретения - снижение затрат топлива на отрыв от опорной поверхности, расширение области использования устройства.

Указанная цель достигается тем, что в экраноплане, содержащем два симметрично расположенных подъемных блока с расположенными между ними неподвижным крылом выносные нагнетатели рабочего потока с газоводами, кабину экипажа, каждый подъемный блок снабжен по крайней мере двумя тороидальными подъемно-стартовыми элементами, выполненными открытыми снизу, которые сообщены с нагнетателями при помощи газоводов. Сечение S1 на выходе в тороидальный элемент выбрано равным не более сечения S0 выходного сопла нагнетателя, а диаметр D1 тороидального элемента - равным 10-11 d0, где d0 - диаметр выходного сопла нагнетателя.

На фиг. 1 приведен предлагаемый экраноплан; на фиг. 2 - то же, вид сверху.

Экраноплан содержит корпус 1, состоящий из двух подъемных блоков 2 и расположенного между ними экранного блока в виде неподвижного крыла 3. В подъемных блоках 2 расположены тороидальные подъемно-стартовые элементы 4, которые выполнены открытыми в приземной части и соединены при помощи распределительных газоводов 5 с выносными нагнетателями 6 газового рабочего потока. Сечение S1 на входе в тороидальный элемент 4 выбран равным не более сечения S0 выходного сопла нагнетателя 6, а диаметр D1 тороидального элемента 4 - равным 10-11 d0, где d0 - диаметр выходного сопла нагнетателя 4. В передней части крыла 3 расположена кабина 7 экипажа, снабженная блоком управления. В кормовой части установлен тяговый двигатель 8, в качестве которого может быть использован воздушно-винтовой, турбовинтовой, турбореактивный двухконтурный двигатель. Крыло 3 расположено под углом к опорной поверхности, равным 3,0-5,5о.

Устройство работает следующим образом.

При включении нагнетателей 6 рабочий газовый поток по распределительным газоводам 5 поступает в тороидальные подъемно-стартовые элементы 4, в которых создается вихрь, сила которого достаточна для отрыва массы экраноплана с грузом от опорной поверхности и стабильного его зависания над ней. После отрыва и подъема экраноплана от опорной поверхности включается тяговый двигатель 8, разгоняя аппарат до скорости, при которой подъемная сила, возникающая на крыле 4, полностью компенсирует вес аппарата, и выводит его в режим полета.

Положительный эффект от использования устройства заключается в существенном снижении топлива на отрыв экраноплана от опорной поверхности, что позволяет использовать его многократно. Кроме того, грузоподъемность экраноплана достаточно велика, чтобы использовать его в качестве не только разведывательного, но и грузового транспортного средства.

Наверх