магнитопровод электрической машины
Классы МПК: | H02K1/06 отличающиеся по сечению, форме или конструкции |
Автор(ы): | Кирякин А.А. |
Патентообладатель(и): | Московский энергетический институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-21 публикация патента:
30.06.1994 |
Использование изобретения: в электрических машинах малой и средней мощности. Сущность изобретения: магнитопровод включает ярмо 1 в виде свернутой в спираль ферромагнитной ленты, имеющей вырубленные отверстия с отогнутыми лепестками (4). Отверстия с отогнутыми лепестками выполнены только на первых витках спирали, образуя огибающую зону под каждым отверстием, в которой размещается набор прямоугольных пластин (2) зубцовой зоны. Это позволяет упростить изготовление и снизить стоимость электрической машины. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включающий ярмо в виде свернутой в спираль ферромагнитной ленты, на первых витках которой выполнены надрезы с отогнутыми лепестками, и продольно шихтованную зубцовую зону, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления, зубцовая зона состоит из ферромагнитных прямоугольных пластин, установленных в образованных лепестками огибающих зубцов. 2. Магнитопровод по п.1, отличающийся тем, что на одном витке спирали лепестки отогнуты с одной стороны надрезов, а на втором витке - с противоположной стороны.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении магнитопроводов машин малой и средней мощности. Известен магнитопровод электрической машины, включающий ярмо и зубцовую зону, набранный из листов электротехнической стали [1]. Недостатком конструкции является большой отход электротехнической стали в результате операции штамповок, а также сложность и трудоемкость в изготовлении. Известна конструкция магнитопровода, содержащая зубцовую зону и ярмо, выполненные в виде навитой на ребро ферромагнитной ленты с предварительно вырубленными на ней пазами [2]. Недостатком этой конструкции является отход электротехнической стали, а также наличие специальной технологической оправки для обеспечения жесткости пакета при дальнейшей его обработке в процессе изготовления магнитопровода. Известен магнитопровод [3] электрической машины, содержащий ярмо в виде свернутой в спираль ферромагнитной ленты, на первых витках которой выполнены надрезы с отогнутыми лепестками, и продольно шихтованную зубцовую зону. Недостатком этой конструкции является большое количество и сложность технологических операций, связанных с формированием зубцово-пазовой зоны. Целью изобретения является упрощение технологии изготовления магнитопроводов электрических машин. Это достигается тем, что магнитопровод электрической машины, включающий ярмо в виде свернутой в спираль ферромагнитной ленты, на первых витках которой выполнены надрезы с отогнутыми лепестками, и продольно шихтованную зубцовую зону, имеет зубцовую зону, которая состоит из ферромагнитных прямоугольных пластин, установленных в образованных лепестками огибающих зубцов. При достаточно большой высоте зубцов на одном витке спирали лепестки отогнуты с одной стороны надрезов, а на другом витке - с противоположной стороны. В предлагаемой конструкции значительно снижена стоимость магнитопровода, так как зубцовая зона в основном набрана из пластин, являющихся отходом при производстве магнитопроводов из электротехнической стали. На фиг. 1 показана конструкция магнитопровода; на фиг. 2 и фиг. 3 - развертки заготовленных под навивку ферромагнитных лент, где A - продольная длина зубцовой зоны, B - ширина ферромагнитной ленты, определяющая аксиальную длину магнитопровода, С - длина заготовки ферромагнитной ленты, выбранная из условия обеспечения требуемых геометрических размеров ярма, которая зависит от числа витков навивки спирали: t1, t2 - зубцовые деления первого и второго витков спирали; l1, l2 - длина первого и второго витков спирали; h - высота зубцовой зоны. Шихтованный магнитопровод состоит из ярма 1 и зубцовой зоны, образованной ферромагнитными прямоугольными пластинами 2 и лепестками 4 (фиг.1) и представляет собой навитую спираль из ферромагнитной ленты толщиной (фиг. 2). Параллельно оси спирали расположена плоскость навиваемой ленты шириной B. На витках спирали выполнены надрезы 3 (фиг. 2), длина A которых соответствует аксиальной длине зубца. Ширина надрезов определяется высотой зубцовой зоны h, толщиной ленты и размером f огибающей зубца, равным половине расстояния между лепестками 4, образующими один зубец. На первом витке спирали ширина надрезов составляет h+ +f, на втором витке - h+2 +f, т.е. увеличивается на толщину ленты. По надрезам 3 отогнуты лепестки 4, при этом надрезы и огибающие выполняются только на первых двух витках, причем на втором витке лепестки отогнуты с противоположной стороны. После намотки витков пространство между лепестками, предназначенное для зубцов, заполняется пластинами электротехнической стали 2 с клеющим ферромагнитным компаундом, которые в области воздушного зазора фиксируются огибающими зубцов. Если высота зубцовой зоны относительно невелика, то огибающие зубцов можно получить на одном витке спирали, выполняя Н-образные надрезы и последующее отгибание лепестков в противоположные стороны (фиг. 3). При работе машины магнитный поток проходит по виткам ярма 1, затем - через пластины 2 и отогнутые лепестки 4, образующие зубцы, и замыкается через ротор. По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция более технологична за счет уменьшения числа надрезов, а снижение стоимости достигается за счет применения отходов электротехнической стали при формировании зубцовой зоны.Класс H02K1/06 отличающиеся по сечению, форме или конструкции