крепь усиления штрека
Классы МПК: | E21D11/14 крепь преимущественно из металла |
Автор(ы): | Буров Г.Г., Ковалев В.Г., Мышляев Б.К. |
Патентообладатель(и): | Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения "Гипроуглемаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-17 публикация патента:
15.07.1994 |
Использование: изобретение относится к горному делу, а именно к крепям для поддержания горных выработок в зонах, прилегающих к очистным забоям. Сущность изобретения: крепь включает верхняки 1, шарнирно связанные между собой и с гидростойками 3, зубчатую рейку 4. Верхняки 1 выполнены в виде монорельса, по которому катится зубчатое колесо 5, закрепленное на каретке 6. Каретка 6 снабжена приводом 7 и состоит из балки 8, на которой крепятся качалки левая 9 и правая 10 с захватами 11, имеющими гидродомкраты 12. Две соседние гидростойки 3 снабжены узлами удержания 15 верхняка 1 при перестановке. Узел удержания 15 выполнен в виде скалок, выдвигаемых гидродомкратами. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
КРЕПЬ УСИЛЕНИЯ ШТРЕКА, включающая гидростойки, на которых установлен транспортный монорельс, имеющий каретку с роликами, отличающаяся тем, что, с целью устранения "топтания" кровли штрека и снижение трудоемкости работ по поддержанию выработки в зоне сопряжения с лавой путем механизации процесса перестановки крепи усиления, она снабжена зубчатой рейкой, размещенной на транспортном монорельсе, и зубчатым колесом, закрепленным на каретке, выполненной с приводом и качалкой с захватами, имеющими гидродомкраты, при этом транспортный монорельс выполнен из верхняков, шарнирно соединенных между собой и с гидростойками, из которых две соседние имеют узлы для удержания верхняков для их перестановки.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к горному делу, а именно к крепям для поддержания (усиления) горных выработок в зонах, прилегающих к очистным забоям. Известна крепь сопряжения, содержащая верхняки и основания, связанные гидростойками. Крепь имеет стол, на котором устанавливается привод лавного конвейера, а также домкраты передвижки крепи (1). Недостатком известной крепи сопряжения является многократное "топтание" кровли при передвижке крепи, плохая приспосабливаемость к постоянной крепи штрека, восприятие опорного давления дополнительными средствами (усиливающими стойками), связь крепи сопряжения с лавным приводом через раму, значительные затруднения подачи материалов мимо привода конвейера для поддержания штрека, зачистка широкой полосы почвы для оснований. Известно устройство для поддержания выработки в зоне влияния очистных работ, содержащее транспортный монорельс, имеющий каретку с роликами и гидростойками (2). Недостатком известной конструкции являются большая трудоемкость работ, связанная с ручной перестановкой гидростоек. Целью настоящего изобретения является устранение "топтания" кровли штрека и снижение трудоемкости работ по поддержанию выработки в зоне сопряжения с лавой путем механизации процесса перестановки крепи усиления. Указанная цель достигается тем, что известная конструкция крепи усиления штрека, содержащая транспортный монорельс, имеющий каретку с роликами и гидростойками, снабжена верхняками, шарнирно связанными между собой и с гидростойками и выполненными в виде монорельса, зубчатой рейкой, размещенной на монорельсе и зубчатым колесом, закрепленным на каретке, снабженной приводом и качалками с захватами, имеющими гидродомкраты, при этом две соседние гидростойки снабжены узлами удержания монорельса при перестановке. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемая крепь усиления штрека отличается тем, что она снабжена верхняками, шарнирно связанными между собой и с гидростойками и выполненными в виде монорельса, зубчатой рейкой, размещенной на монорельсе, и зубчатым колесом, закрепленным на каретке, снабженной приводом и качалками с захватами, имеющими гидродомкраты, при этом две соседние гидростойки снабжены узлами удержания монорельса при перестановке. Таким образом, предлагаемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области, т. е. угольной промышленности, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в предлагаемой крепи усиления штрека, и признать предлагаемое решение соответствующим критерию "существенные отличия". На фиг. 1 показана предлагаемая крепь усиления; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3-6 - последовательность работы крепи; на фиг. 7 - вид по стрелке Б на фиг. 1. Крепь усиления штрека включает усиливающие верхняки 1, шарнирно связанные между собой при помощи пальцев 2 и шарнирно связанные с гидростойками 3 и выполненные в виде монорельса. На верхняках (монорельсе) 1 размещена зубчатая рейка 4, по которой катится зубчатое колесо 5 (см. фиг. 2), закрепленное на каретке 6. Каретка 6 снабжена приводом 7 и состоит из балки 8, на которой крепятся качалки левая 9 и правая 10 с захватами 11, имеющими гидродомкраты 12, обеспечивающие зажим захватами 11 верхняка (монорельса) 1, и гидродомкраты 13, служащие для поворота захватов 11 относительно качалок 9 и 10. Каретка 6 перемещается по верхнякам (монорельсу) 1 на роликах 14. Две соседние гидростойки 3 снабжены узлами удержания 15 верхняков (монорельса) 1 при перестановке. Узел удержания 15 выполнен в виде скалок 16, выдвигаемых гидродомкратами 17. Устройство работает следующим образом. В исходном положении гидростойки 3 расперты. По мере продвижения лавы производят перемонтаж верхняков (монорельса) 1 с гидростойками 3 из завальной в переднюю часть крепи. После включения привода 7 каретка 6 с помощью зубчатого колеса 5 перемещается по зубчатой рейке 4 к предпоследнему верхняку (монорельсу) и (см. фиг. 3). После остановки каретки 6 на предпоследнем верхняке (монорельсе) 1 захват 11 с помощью гидродомкрата 13 разворачивается относительно левой качалки 9 и захватывает последний верхняк (монорельс) 1 в средней части с помощью гидродомкратов 12. Гидростойки 3 складываются в транспортное положение. Выбивается палец 2. Транспортируемый верхняк (монорельс) 1 выводится в свободную зону захватом 11 (см. фиг. 2 и 4) и перемещается каретка 6 к узлу удержания 15, с помощью которого транспортируемый верхняк (монорельс) 1 с гидростойками 3 фиксируется скалкой 16, опускается с помощью гидродомкратов 17 и перехватывается захватом 11 правой качалки 10 (см. фиг. 5). Каретка 6 устанавливается на переднем верхняке (монорельсе) 1, захватом 11 переводится транспортируемый верхняк (монорельс) 1 в рабочее положение и пристыковывается к переднему верхняку (монорельсу) 1 с помощью пальца 2, с последующим распиранием гидростоек 3. Последующая перестановка верхняков (монорельса) 1 гидростойками 3 осуществляется в аналогичном порядке, после очередного цикла по выемке угля. Такое конструктивное выполнение позволяет ликвидировать "топтание" кровли, механизировать ручной труд при снятии, перевозке и установке верхняков-монорельсов, исключает зачистку почвы при передвижке привода конвейера, позволяет сохранить штрек.Класс E21D11/14 крепь преимущественно из металла