трансформируемый автомобиль
Классы МПК: | B62D31/00 Кузова пассажирских транспортных средств B60R9/055 закрытого типа, например контейнеры, ящики B60R5/04 расположенные в задней части транспортных средств |
Патентообладатель(и): | Лукьянчук Олег Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-25 публикация патента:
30.07.1994 |
Использование: в легковых автомобилях, которые могут легко трансформироваться из грузопассажирского варианта в вариант автомобиля повышенной грузовместимости без ухудшения комфортных условий для пассажиров. Сущность изобретения: трансформируемый автомобиль содержит кузов 1 с грузопассажирским отсеком 2, имеющим разъем 4 задней двери, и багажник 11, установленный над кузовом 1. Кузов 1 в верхней части разъема 4 под внешней поверхностью 5 крыши 6 содержит силовую поперечную балку 7. Багажник 11 выполнен двухобъемным с передней частью 12, размещенной над отсеком 2 кузова 1, и задней частью 13, размещенной со стороны разъема 4 и герметично установленной в разъеме 4 при помощи уплотнительного пояса 9. Багажник 11 фланцами крепления жестко прикреплен к установочным фланцам 8 балки 7 кузова 1. Задняя дверь 19 автомобиля установлена на задней панели 18 багажника 11. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ АВТОМОБИЛЬ, содержащий кузов, образующий пассажирский и расположенный за ним грузовой отсеки, последний из которых выполнен с проемом, на передней стороне которого размещена поперечная балка кузова, боковые и заднюю двери, последняя из которых выполнена с возможностью установки в упомянутый проем и с замком, ответная часть которого расположена на фланце проема, и багажник с крышкой, установленный над кузовом, выполненный двухобъемным с передней частью, размещенной над крышей автомобиля, и с задней, расположенной со стороны проема задней двери и выполненной с проемом под крышку багажника, и прикрепленный разъемно и герметично к кузову автомобиля, по крайней мере задней частью к проему задней двери посредством ответной части замка последней, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения надежности в эксплуатации, багажник выполнен в виде оболочки, присоединенной к кузову по всему периметру проема задней двери, причем в верхней части - к указанной поперечной балке кузова, а крышка багажника в его задней части представляет собой заднюю дверь автомобиля. 2. Автомобиль по п.1, отличающийся тем, что багажник снабжен разделяющей переднюю и заднюю его части поперечной перегородкой. 3. Автомобиль по пп.1 и 2, отличающийся тем, что поперечная перегородка багажника шарнирно закреплена на одной из его стенок. 4. Автомобиль по пп.1 и 2, отличающийся тем, что поперечная перегородка багажника выполнена с возможностью смещения параллельно одной из его продольных поверхностей. 5. Автомобиль по п.1, отличающийся тем, что передняя часть багажника выполнена с открывающейся крышкой. 6. Автомобиль по пп.1 и 5, отличающийся тем, что крышка передней части багажника установлена с возможностью открывания ее в боковую сторону. 7. Автомобиль по пп.1 и 5, отличающийся тем, что крышка передней части багажника установлена с возможностью открывания ее в сторону передней части автомобиля.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к легковым автомобилям, которые легко могут трансформироваться из грузопассажирского варианта в вариант автомобиля повышенной грузовместимости без ухудшения комфортных условий для пассажиров. Из достигнутого уровня техники (заявка Великобритании N 2158791, кл. В 60 R 9/04, публ.20.11.85) известен багажник для легкового автомобиля, устанавливаемый на его крыше, состоящий из багажной емкости, образованной легко разбираемыми поверхностями стенками. Из-за простоты конструкции багажника он легко может быть разобран при необходимости и не отказывать при движении автомобиля без дополнительного груза, дополнительного сопротивления движению. Однако возможности известного устройства также ограничены из-за ограничений объема багажной емкости и прочности связи ее с кузовом автомобиля. Известно также устройство транспортабельного спального или багажного отсека автомобиля (заявка ФРГ 2808633, кл. В 60 R 9/00, публ.07.09.1978), содержащее кузов грузопассажирского отсека с разъемом задней двери, в верхней части которого под внешней формообразующей поверхностью крыши кузова установлена силовая поперечная балка, к которой прикреплена задняя дверь с замком. Над кузовом установлен багажник, при необходимости трансформируемый в тент над прицепом автомобиля или над автомобилем. Возможность трансформирования по желанию потребителя повышает многофункциональность применения автомобиля с установленным над его крышей багажником. Однако эксплуатационные возможности автомобиля с весьма ограниченным грузовым отсеком как часть единого грузопассажирского отсека весьма не велики. Перевозка груза, даже небольшого по объему и весу в грузовой части грузопассажирского отсека, может вызвать ухудшение комфорта пассажиров в автомобиле. Наиболее близким по технической сущности и цели к заявляемому изобретению является трансформируемый автомобиль, содержащий кузов, образующий пассажирский и расположенный за ним грузовой отсеки, последний из которых выполнен с проемом, на передней стороне которого размещена поперечная балка кузова, боковые и заднюю двери, последняя из которых выполнена с возможностью установки в упомянутый проем и с замком, ответная часть которого расположена на фланце проема и багажник с крышкой, установленный над кузовом, выполненный двухобъемным с передней частью, размещенной над крышей автомобиля, и с задней, расположенной со стороны проема задней двери и выполненной с проемом под крышку багажника и прикрепленный разъемно и герметично к кузову автомобиля по крайней мере задней частью к проему задней двери посредством ответной части замка последней. Известный трансформируемый автомобиль достаточно компактен, однако эксплуатационные возможности устройства ограничены и надежность в эксплуатации снижены. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и повышение надежности. Поставленная цель достигается тем, что в трансформируемом автомобиле известная совокупность признаков дополнена тем, что багажник выполнен в виде оболочки, присоединенной к кузову по всему периметру проема задней двери, причем в верхней части - к поперечной балке кузова, а крышка багажника в его задней части представляет собой заднюю дверь автомобиля. Для дальнейшего расширения функциональных возможностей автомобиля багажник снабжен разделяющей переднюю и заднюю его части поперечной перегородкой. Поперечная перегородка багажника может быть шарнирно закреплена на одной из его стенок либо выполнена с возможностью смещения параллельно одной из его продольных поверхностей. Передняя часть багажника выполнена с открывающейся крышкой, которая может быть установлена с возможностью открывания ее в боковую сторону или в сторону передней части автомобиля. На фиг.1 показан автомобиль с удлиненной передней частью багажника, дополнительно фиксируемой к водосточным желобам крыши кузова, вид сбоку; на фиг. 2 - автомобиль с укороченной передней частью багажника, вид сбоку; на фиг.3 - автомобиль с местами крепления багажника к кузову, продольный разрез; на фиг.4 - багажник с поперечной перегородкой, шарнирно закрепленной на верхней стенке багажника; на фиг.5 - багажник с поперечной перегородкой, установленной над днищем передней части багажника с возможностью продольного перемещения; на фиг.6 - трансформируемый автомобиль с открытой крышкой передней части багажника и задней дверью. Трансформируемый автомобиль содержит кузов 1 грузопассажирского отсека 2, в задней (грузовой) части 3 которого выполнен разъем 4 задней двери. Кузов 1 в верхней части разъема 4 под внешней формообразующей поверхностью 5 крыши 6 имеет силовую поперечную балку 7 с установленными фланцами 8. В разъеме 4 кузова 1 герметично, например при помощи резинового уплотнительного пояса 9 установлен присоединительным торцом 10 двухобъемный багажник 11. Двухобъемный багажник 11 имеет переднюю часть 12, установленную над крышкой 6 грузопассажирского отсека 2 кузова 1, и заднюю часть 13, размещенную со стороны разъема 4 кузова 1. Багажник 11, выполнен цельнонесущим, например, из трубчатого каркаса с прикрепленными к нему формообразующими поверхностями, выполняющими функции обтекаемых аэродинамически спрофилированных стенок. Багажник 11 образован единой для передней части 12 и задней части 13 верхней стенкой 14 передней стенкой 15, днищем 16, передней части 12, боковыми стенками 17 и задней панелью 18. На задней панели 18 шарнирно установлена задняя дверь 19. В днище 16 передней части 12 со стороны задней части 13 выполнен силовой элемент 20 с фланцами крепления. В нижней части 21 задней панели 18 багажника 11 организован дополнительный фланец крепления 22. Двухобъемный багажник 11 фланцами крепления жестко прикреплен к установочным фланцам 8 силовой поперечной балки 7 кузова 1, а также дополнительно прикреплен фланцами крепления 22 к присоединительному фланцу 23 замка в нижней части разъема 4 задней двери. Передняя часть 12 багажника 11 может быть удлиненной и размещена над всей поверхностью крыши 6 либо укороченной. При удлиненном варианте исполнения передней части 12 багажника 11, если жесткость багажника 11 не достаточна, могут быть выполнены дополнительные фиксаторы крепления 24 передней части 12, которые могут дополнительно прикреплять переднюю часть 12 к кузову 1 в зоне водосточных желобов кузова. Двухобъемный багажник 11 трансформируемого автомобиля внутри содержит поперечную перегородку 25, которая, находясь в рабочем положении, герметично отделяет переднюю часть 12 багажника 11 от задней части 13. В зависимости от функционального предназначения багажника в трансформируемом автомобиле поперечная перегородка 25 может быть выполнена в виде поворотной пластины с уплотняющим элементом, установленным по ее периметру, шарнирно закрепленной на верхней стенке 14 и прилегающей к ней в нерабочем положении. Поперечная перегородка 25 может быть также выполнена с возможностью смещения параллельно одной из поперечных формообразующих стенок багажника 11. При таком варианте исполнения поперечная перегородка 25 может быть размещена в багажнике 11 либо непосредственно над днищем 16 передней части 12 и установлена в направляющих с возможностью перемещения к задней панели 18, либо непосредственно вдоль плоскости разъема 4 кузова 1 и установлена в направляющих с возможностью перемещения к верхней стенке 14 багажника 11. Передняя часть 12 багажника 11 трансформируемого автомобиля снабжена открывающейся крышкой 26, основная поверхность которой образована верхней стенкой 14. Крышка 26 шарнирно прикреплена по крайней мере к одной из стенок передней части 12 багажника 11 с возможностью открытия либо в сторону одной из боковин кузова 1, либо в сторону направления движения автомобиля, т. е. вперед. В трансформируемом автомобиле задняя дверь 19, шарнирно установленная на задней панели 18, багажника 11, выполнена в виде задней двери кузова 1 автомобиля. Для дальнейшего улучшения аэродинамических характеристик в трансформируемом автомобиле в рабочем положении между боковыми стенками 17, передней стенкой 15 багажника 11 и крышей 6 кузова 1 может быть выполнен герметично уплотняющий пояс 27. Формообразующая поверхность передней стенки 15 багажника 11 может быть выполнена единого аэродинамического профиля с ветровым стеклом автомобиля, а формообразующие поверхности боковых стенок 1 могут составлять единый профиль с боковинами кузова 1. В этом варианте исполнения трансформируемого автомобиля внешняя формообразующая поверхность 5 крыши 6 кузова 1 может отсутствовать. Для более жесткой фиксации груза, перевозимого в багажнике, на внутренней части боковых стенок 17 в зоне задней части 3 багажника могут быть выполнены дополнительные фиксирующие элементы, например, в виде кронштейнов. Трансформируемый автомобиль подготавливается в рабочее положение следующим образом. В кузове 1 легкового автомобиля с установочным фланцем 8 силовой поперечной балки 7 снимается задняя дверь кузова и часть замка задней двери, прикрепленная к присоединительному фланцу 23 замка в нижней части разъема 4 задней двери. Далее цельнонесущий двухобъемный багажник 11 фланцами крепления силового элемента 20 жестко прикрепляется крепежными элементами, например, винтами к установочным фланцам 8 силовой поперечной балки 7 кузова 1, а также дополнительным фланцем крепления 22 к присоединительному фланцу 23 замка в нижней части разъема 4 задней двери. В разъеме 4 кузова 1 багажник устанавливается герметично присоединительным торцем 10 при помощи уплотнительного пояса 9. Задняя дверь кузова устанавливается на задней панели 18 багажника 11 на присоединительные фланцы багажника, конструктивно эквивалентные установочным фланцам 8 силовой поперечной балки 7 кузова 1. В нижнюю часть задней панели 18 багажника в место, ответное замку задней двери 19, устанавливается ответная часть замка задней двери, снятая ранее с присоединительного фланца 23 замка в нижней части разъема 4. При необходимости передняя часть 12 багажника 11 дополнительно фиксируется к кузову 1 в зоне водосточных желобов при помощи фиксаторов крепления 24. Трансформируемый автомобиль готов к эксплуатации. Заявляемое устройство используется следующим образом. При необходимости перевозки габаритных объемных грузов в автомобиле открывается задняя дверь 19 багажника 11, груз устанавливается в грузовую часть грузопассажирского отсека 2, при этом отчасти располагается в задней части 13 багажника 11. При необходимости перевозки дополнительного груза открывается крышка 26 передней части 12 багажника 11, дополнительный груз устанавливается в ней и крышка 26 закрывается. Передняя часть 12 с грузом может быть герметизирована относительно грузопассажирского отсека и задней части 13 при помощи поперечной перегородки 25. При необходимости перевозки негабаритных длинномерных грузов может быть использован багажник 11 с поперечной перегородкой 25, установленной в направляющих над днищем 16 передней части 12. Перед размещением груза в багажнике 11 поперечная перегородка 25 смещается к задней панели 18 и при размещении груза выполняет функции поддерживающего элемента багажника 11. Все усилия от веса перевозимого в багажнике груза передаются к кузову через силовую поперечную балку 7 кузова 1. Таким образом, применение заявляемого трансформируемого автомобиля с использование, например, отечественных автомобилей ЗАЗ-1102, ВАЗ 2108, 2109 позволит, не ухудшая аэродинамические характеристики, существенно повысить эксплуатационные характеристики за счет увеличения объема грузового отсека и повысить надежность работы при перевозке грузов в багажнике автомобиля за счет увеличения жесткости установки багажника на кузове автомобиля.Класс B62D31/00 Кузова пассажирских транспортных средств
Класс B60R9/055 закрытого типа, например контейнеры, ящики
Класс B60R5/04 расположенные в задней части транспортных средств