способ контроля непотопляемости судна

Классы МПК:B63B43/00 Средства, повышающие безопасность плавания водных транспортных средств, например средства борьбы за живучесть судна, не отнесенные к другим рубрикам
Патентообладатель(и):Нечаев Юрий Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-06
публикация патента:

Использование: оперативного контроля непотопляемости судов в условиях эксплуатации. Сущность изобретения: измеряют угловые перемещения и ускорения при бортовой и килевой качке, определяют равновесные углы крена и дифферента, устанавливают случай затопления, прогнозируют среднюю осадку и метацентрическую высоту, классифицируют характер затопления и причину возникновения аварийного крена и дифферента, производят оценку аварийной остойчивости и осуществляют мероприятия по спрямлению судна и восстановлению остойчивости. Положительный эффект - повышение безопасности плавления. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА, заключающийся в измерении периода бортовой качки, осадки носом и кормой, курсового угла и скорости судна в условиях волнения и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что дополнительно измеряют амплитуды угловых перемещений и ускорений судна относительно продольной и поперечной его центральных осей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а именно к способам контроля мореходных качества аварийных судов, и может быть использовано при создании экспертных систем мониторинга безопасности мореплавания.

Известен способ контроля остойчивости, основанный на измерении периода бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении. Недостаток способа - отсутствие контроля равновесных углов крена и дифферента при качке аварийного судна.

Цель изобретения - повышение точности контроля непотопляемости поврежденного судна в условиях эксплуатации.

Сущность изобретения: дополнительно измеряют амплитуды угловых перемещений и ускорений относительно продольной и поперечной центральных осей при бортовой и килевой качке судна на нерегулярном волнении.

На фиг.1 представлена структурная схема, реализующая предлагаемый способ; на фиг.2 и 3 показан характер изменения восстанавливающего момента Mспособ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812и угловых ускорений способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812 в зависимости от угла крена способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812 и времени t.

Схема содержит блок датчиков 1, включающий датчики периода бортовой качки, осадок судна носом и кормой, кажущегося периода волны, курсового угла и скорости судна, а также датчики угловых перемещений и ускорений при бортовой и килевой качке, блок обеспечения совместимости 2, содержащий средства нормирования и коммутации сигналов 3, управляющий процессор 4, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 5 и интерфейс 6, вычислительный блок 7 (быстродействующая персональная ЭВМ), накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10.

Cпособ осуществляют следующим образом.

С помощью датчиков в измерительном блоке 1 регистрируют период бортовой качки, осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна и одновременно производят измерение угловых перемещений способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(t), способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(t) и ускорений способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(t), способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(t) при бортовой и килевой качке на временном интервале, продолжительностью 6-8 мин. Поступающие с датчиков сигналы коммутируют и подвергают предварительной обработке в блоке 2, где происходит их сглаживание и преобразование в цифровые коды.

По данным измерений устанавливают:

характер колебательного движения судна путем классификации данных измерений амплитуд угловых ускорений:

(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)ср=(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)ср - линейные колебания (класс А);

(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)срспособ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)ср - нелинейные колебания (класс В), где (способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)ср=способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812/N и (способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)ср=способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812/N - средние значения амплитуд угловых ускорений при максимальных наклонениях судна на правый способ контроля непотопляемости судна, патент № 20168121 и левый способ контроля непотопляемости судна, патент № 20168122 борт в пределах одного размаха; N - число размахов (полупериодов) бортовой качки на участке регистрации;

- углы равновесного крена способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812о для каждого из размахов бортовой качки за время регистрации процессов способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(t) и способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812(t) на основании формул:

класс А

способ контроля непотопляемости судна, патент № 20168120iI=0,5(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812+способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812) ;

класс В

способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812=способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812+f(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812,способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812)signспособ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812 способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812 способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812 ,, где f(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812,способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812) = 0.65-0.69;

средние значения рассматриваемых углов равновесного крена для классов А и В:

(способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812o)A=способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812/N , (способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812o)B=способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812/N ..

Процедуру, аналогичную описанной выше применяют и для определения равновесных углов дифферента (способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812о)А и (способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812о)В;

случай затопления - путем сопоставления значений способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812о и способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812о и метацентрической высоты ho, установленной по результатам измерений, с величинами углов способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812, способ контроля непотопляемости судна, патент № 2016812и метацентрической высоты h, определенных с помощью расчетов непотопляемости для различных отсеков и их комбинаций.

Осуществляют мероприятия по спрямлению судна на основе рекомендаций экспертной системы.

Операции по обработке данных измерений выполняются в вычислительном блоке 7 с помощью быстродействующей персональной ЭВМ. Полученные результаты заносят во внешнюю память 8, выводят на дисплей 9 и документируют с помощью принтера 10.

Устройство, реализующее способ, работает следующим образом.

С помощью датчиков, размещенных в блоке 1, ведут измерение периода бортовой качки, осадок судна носом и кормой, кажущегося периода волны, курсового угла и скорости судна. Одновременно производят измерение угловых перемещений и ускорений при бортовой и килевой качке судна с затопленными отсеками, сигналы от которых поступают на средства обеспечения совместимости 2, состоящие из блока нормирования и коммутации сигналов 3, управляющего процессора 4, АЦП 5 и интерфейса 6, осуществляющими преобразование и фильтрацию исходной информации и ввод ее в ЭВМ 7 с периферийным оборудованием, включающем накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10, позволяющими реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для восприятия судоводителем.

Класс B63B43/00 Средства, повышающие безопасность плавания водных транспортных средств, например средства борьбы за живучесть судна, не отнесенные к другим рубрикам

бульбовая наделка корпуса судна -  патент 2527619 (10.09.2014)
судно с регулируемой плитой на носовой части -  патент 2526733 (27.08.2014)
система обеспечения плавучести -  патент 2525248 (10.08.2014)
буксируемая морская транспортная система для доставки объектов морского базирования -  патент 2522684 (20.07.2014)
способ обеспечения плавучести судна -  патент 2519162 (10.06.2014)
отрезное устройство, способ резки и применение устройства для резки линии, проходящей от плавучего средства -  патент 2518930 (10.06.2014)
бульбовая наделка корпуса судна -  патент 2518695 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
устройство для ликвидации негерметичности магнитопроводной оболочки -  патент 2498147 (10.11.2013)
Наверх