устройство для регулирования усилия в кабеле висячего моста
Классы МПК: | E01D11/00 Висячие мосты или мосты на канатах или тросах |
Патентообладатель(и): | Киянов Иван Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-06-24 публикация патента:
30.07.1994 |
Устройство для регулирования усилия в кабеле висячего моста включает груз, на противоположных гранях которого имеются выступы. Груз прикреплен к оттяжке кабеля и размещен в колодце, на вертикальных стенках которого расположены под выступы направляющие в виде плоских поверхностей скольжения. На противолежащих гранях груза в местах расположения выступов образованы ниши, а выступы выполнены в виде части колеса, установленного в каждой нише посредством оси с цапфой. Направляющие выполнены наклонными к вертикальным стенкам колодца. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСИЛИЯ В КАБЕЛЕ ВИСЯЧЕГО МОСТА, включающее имеющий на противоположных гранях выступы груз, прикрепленный в оттяжке кабеля и размещенный в колодце, на вертикальных стенках которого расположены под выступы направляющие в виде плоских поверхностей скольжения, отличающееся тем, что на противолежащих гранях груза в местах расположения выступов образованы ниши, а выступы выполнены в виде части колеса, установленного в каждой нише посредством оси с цапфой, при этом направляющие выполнены наклонными к вертикальным стенкам колодца.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к мостовым и строительным конструкциям. Оно может быть использовано в конструкциях висячих мостов и в висячих покрытиях зданий. Недостатком известного устройства является то, что усилие в оттяжке, создаваемое им, во многом зависит от сил трения скольжения между выступами и поверхностями скольжения. Это снижает стабильность работы устройства, поскольку силы трения скольжения в большой степени зависят от состояния поверхностей скольжения. Целью изобретения является резкое снижение влияния сил трения скольжения на усилие в оттяжке. Цель достигается за счет того, что выступы на грузе выполнены так, что каждый из них представляет собой выступающую часть колеса, другая часть которого находится в нише, устроенной в грузе. На чертеже схематично изображено предлагаемое устройство. Устройство для регулирования усилия в кабеле висячего моста включает груз 1, прикрепленный к оттяжке 2, размещенный в колодце 3 и снабженный расположенными на его противоположных гранях выступами 4 и 5, представляющими собой выступающую часть колеса, другая часть которого находится в нише, устроенной в грузе. Выступ 5 ниже выступа 4, расположенного на грани груза с той стороны, куда направлена горизонтальная составляющая усилия в оттяжке. Плоские поверхности, в которые упираются выступы - колеса, расположены под углом к вертикальным плоскостям - поверхностям противолежащих стен колодца. В предлагаемом устройстве между выступами, представляющими собой часть колеса, и наклоненными под углом к вертикальным плоскостям плоскими поверхностями возникают не силы трения скольжения, а силы трения качения. Сопротивление перекатыванию выступа - колеса равноT= F = f0F (1), где К - коэффициент трения качения между выступом - колесом и наклоненной под углом к вертикальной плоскости плоской поверхностью;
f - коэффициент трения цапфы оси колеса в подшипнике;
r - радиус цапфы оси колеса;
R - радиус колеса;
F - давление выступа - колеса на наклоненную под углом к вертикальной плоскости плоскую поверхность, по которой колесо перекатывается. Из формулы (1) видно, что сила трения качения в предлагаемом устройстве имеет значительно меньшую величину, чем сила трения скольжения в устройстве - прототипе. Максимальное усилие, создаваемое предлагаемым устройством в оттяжке, равно
Smax= (2), где A= ;
Q - вес груза;
- угол наклона оттяжки к горизонтали (см. чертеж);
С - расстояние между горизонтальными плоскостями, одна из которых проходит через точку, в которой оттяжка прикреплена к грузу, а другая - через ось цапф верхнего выступа - колеса;
h - расстояние между горизонтальными плоскостями, проходящими через оси цапф верхнего и нижнего выступов - колес;
fo - коэффициент тяги, приведенный в формуле (1);
b - плечо силы трения качения (на чертеже не показано. Расстояние от оси груза до граней, имеющих выступы - колеса, на чертеже обозначены через b1 (они приблизительно равны плечу b). Анализ формулы (2) показывает, что с увеличением угла усилие в оттяжке увеличивается. При этом силы трения играют небольшую роль в создании усилия в оттяжке, что гарантирует высокую стабильность работы устройства. Колеса, которые устанавливаются в нишах груза и выполняют роль выступов, имеют ось с цапфами. Их ширина должна быть достаточной, чтобы обеспечить устойчивость груза. Если потребуется большая ширина колес, то можно применить колесные пары. Использование изобретения приведет к повышению стабильности усилия в оттяжке и надежности работы устройства, обеспечивающего постоянство усилия преднапряжения в кабеле висячего моста.
Класс E01D11/00 Висячие мосты или мосты на канатах или тросах