испытательное зубчатое колесо
Классы МПК: | F16H55/08 профилирование G01M13/02 испытание передаточных механизмов |
Автор(ы): | Олейник Н.В., Бессараб В.М. |
Патентообладатель(и): | Олейник Николай Васильевич, Бессараб Вадим Максимович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-03-04 публикация патента:
30.07.1994 |
Использование: при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость. Все зубья испытательного зубчатого колеса разделены на сектора. Число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев исследуемого зубчатого колеса, сопряженного с испытательным колесом. Длина зубьев в секторе постоянна и меньше длины зубьев исследуемого зубчатого колеса. Одна часть каждого из секторов выполнена с длиной зубьев, отличной от длин зубьев других секторов. Другая часть секторов выполнена с равной длиной зубьев, и сектора этой части чередуются через один. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, все зубья которого разделены на сектора, число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев в исследуемом колесе, а длина зубьев в секторе постоянна и меньше длины зубьев исследуемого колеса, одна часть секторов выполнена с длиной зубьев, отличной от длины зубьев других секторов, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, другая часть секторов выполнена с равной длиной зубьев и сектора этой части чередуются через один.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес на контактную усталость. Известно испытательное зубчатое колесо, все зубья которого разделены на сектора, число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев исследуемого зубчатого колеса, длина зубьев в секторе постоянна и меньше длины зубьев исследуемого колеса, а одна часть секторов выполнена с длиной зубьев, отличной от длин зубьев других секторов. Недостаток указанного зубчатого колеса - невозможность построения кривой контактной усталости по результатам испытания одного сопряженного с ним исследуемого зубчатого колеса (индивидуальной кривой усталости). Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения построения индивидуальной кривой контактной усталости исследуемого зубчатого колеса, испытанного в паре с испытательным зубчатым колесом. С этой целью другая часть секторов выполнена с равной длиной зубьев, и сектора этой части чередуются через один. На чертеже показана развертка боковой поверхности испытательного зубчатого колеса (da - диаметр вершин зубьев колеса). Зубья испытательного зубчатого колеса разделены на сектора. Число зубьев в каждом секторе равно числу зубьев z1 исследуемого зубчатого колеса. Длина зубьев в секторе меньше длины зубьев исследуемого колеса. Одна часть каждого из секторов c z1/2 зубьями выполнена с длиной зубьев, отличной от длин зубьев других секторов. Другая часть зубьев секторов выполнена с равной длиной зубьев, и сектора этой части чередуются через один. Испытательное зубчатое колесо в паре с исследуемым колесом работает следующим образом. При первом полном обороте исследуемого зубчатого колеса его z1 зубьев контактируют с соответствующим числом зубьев первого сектора испытательного колеса. Первые по счету z1/2 его зубьев контактируют с зубьями длиной b, остальные - с зубьями длиной b1. При втором обороте исследуемого колеса его зубья контактируют с зубьями второго сектора испытательного колеса: первые z1/2 зубьев - с зубьями длиной b, остальные - с зубьями длиной b2 и т.д., пока испытательное колесо не совершит полный оборот, после чего изложенное выше повторится. Следовательно, z1/2 зубьев исследуемого зубчатого колеса контактируют всегда по длине b, и контактное напряжение в их зацеплении с зубьями испытательного колеса (Hq) постоянно, а остальные зубья - по переменной длине b1 b2 b3, в результате чего они испытывают нерегулярное блочное нагружение с k ступенями контактных напряжений (k равно числу секторов). Испытание проводят до достижения степенью выкрашивания активной боковой поверхности зубьев исследуемого зубчатого колеса заданной величины, например G = 2% площади указанной поверхности, как на зубьях, подвергающихся регулярному нагружению (фиксируют долговечность до разрушения Nq), так и на остальных зубьях (фиксируют суммарную долговечность N ). По результатам испытания находят параметры qн и Сн индивидуальной кривой контактной усталости зубьев исследуемого зубчатого колеса, т.е. записывают систему уравнений1 состоящую из степенных уравнений, записанных для случаев регулярного (1) и нерегулярного блочного (2) нагружений. Здесь: нj - напряжения, возникающие в контакте зубьев испытательного колеса длиной b1, b2 ... с зубьями исследуемого колеса, H1 - максимальное из контактных напряжений
Hj, j= Hj/H1, j=ni/n,ni - продолжительность действия напряжения Hj в блоке; для описанного выше случая все ni равны между собой, поскольку равны числа зубьев с длинами b1, b2..., а число блоков =N/n (n= nj - продолжительность блока, равная, очевидно, продолжительности одного полного оборота испытательного зубчатого колеса) достаточно велико, чтобы можно было без ошибки считать его целым, следовательно, в данном случае (при равномерном вращении) 1=2= ... = 1/k.
Класс F16H55/08 профилирование
червячная цилиндрическая передача с трехпарным зацеплением - патент 2529076 (27.09.2014) | |
узел крепления для кресла транспортного средства - патент 2516843 (20.05.2014) | |
цилиндрическая зубчатая передача и способ изготовления колес передачи - патент 2510472 (27.03.2014) | |
зубчатая передача (варианты) - патент 2502903 (27.12.2013) | |
зубчатое колесо - патент 2502004 (20.12.2013) | |
зубчатое колесо - патент 2494296 (27.09.2013) | |
зубчатое колесо - патент 2491458 (27.08.2013) | |
дифференциалы с лобовыми шестернями и встроенным передающим момент кольцом - патент 2487283 (10.07.2013) | |
зубчатое колесо - патент 2482356 (20.05.2013) | |
зубчатое колесо - патент 2481517 (10.05.2013) |
Класс G01M13/02 испытание передаточных механизмов