способ повышения сохранности тонкостенных оболочечных конструкций при длительном хранении
Классы МПК: | B60P3/11 для перевозки летательных аппаратов F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды |
Автор(ы): | Павлов Геннадий Алексеевич, Ларин Михаил Николаевич |
Патентообладатель(и): | Павлов Геннадий Алексеевич, Ларин Михаил Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-30 публикация патента:
15.08.1994 |
Изобретение относится к транспорту. Цель: более рациональное использование резерва прочности конструкции. Сущность изобретения: до размещения констукции на опорах эксперементальным путем определяют коэффициенты длительной прочности , b , g материала констукции 1, при хранении фиксируют время t ее нагружения и определяют уровень статического эквивалентного напряжения sмэ конструкции 1 с помощью датчиков 11. Вычисляют величину по формуле, приведенной в описании изобретения. По достижении данной величиной предельно допустимого значения дл подается команда на включение приводов 10, которые через ведущие шестерни 9, зубчатые венцы 8 опор 2, 3 с помощью внешних колец и роликов передают вращение на внутренние кольца, жестко связанные с конструкцией 1. В результате конструкция 1 проворачивается относительно основания 4. При достижении угла = 180 приводы автоматически выключаются. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОХРАННОСТИ ТОНКОСТЕННЫХ ОБОЛОЧЕЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ХРАНЕНИИ, основанный на размещении конструкции на ложементных опорах и периодическом их проворачивании, отличающийся тем, что до размещения конструкции на опорах, экспериментальным путем определяют коэффициенты длительной прочности (, , ) материала конструкции, при хранении подсчитывают время нагружения t и уровень статической составляющей mэ эквивалентных напряжений в точках контакта конструкции с ложементами, а принудительное проворачивание осуществляют на угол 180o и обратно с периодичностью, определяемой достижением приращения статических напряжений величин дл по соотношениюдл= .
Описание изобретения к патенту
Изобретение касается транспорта. Известно транспортное средство для перевозки и монтажа длинномерных грузов, реализующее способ сохранности длинномерного груза при транспортировке, заключающийся в предотвращении деформации последнего в его средней части за счет введения дополнительной опоры. Недостатком данного способа является невозможность длительного хранения тонкостенных оболочечных конструкций из-за односторонности нагружения и повышенных напряжений в зонах контакта с опорами и обусловленные этим явления усталостного разрушения тонкостенных оболочек. Известен способ повышения сохранности цилиндрических конструкций, принятый за прототип, заключающийся в размещении конструкций на ложементных опорах и принудительном проворачивании их вокруг продольной оси. Однако в данном способе не указаны порядок проворачивания груза и его периодичность. Цель изобретения - рациональное использование резерва прочности. Поставленная цель достигается тем, что в способе до размещения конструкции на опорах экспериментальным путем определяют коэффициенты длительной прочности , , материала конструкции, при хранении подсчитывают время нагружения t и уровень статической составляющей mэ эквивалентных напряжений в точках контакта конструкции с ложементами, а принудительное проворачивание осуществляют на угол 180о и обратно с периодичностью, определяемой достижением приращения статических напряжений величин дл= . На фиг. 1 показано устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 - конструкция опоры. Длинномерная тонкостенная оболочечная конструкция 1 размещена на двух кольцевых опорах 2 и 3, установленных на основании 4. Каждая опора 2(3) представляет собой роликовый подшипник и состоит из внешнего 5, внутреннего 6 колец и размещенных между ними цилиндрических роликов 7. К внутреннему кольцу 6 прикреплен зубчатый венец 8 с внешним расположением зубьев. С зубчатым венцом 8 входит в зацепление ведущая шестерня 9, установленная на валу электрического или механического привода 10, закрепленного на основании 4. Приводы обеих опор синхронизированы. Внутреннее кольцо 6 имеет жесткую связь с тонкостенной оболочечной конструкцией 1 в окружном направлении. Для измерения уровня деформаций и с их помощью уровня напряжений в районе опор 2 и 3 в продольной вертикальной плоскости конструкции 1 в ее верхней и нижней частях попарно установлены датчики 11 деформаций (например, тензометрические). Работа устройства осуществляется следующим образом. При длительном хранении конструкции 1 фиксируют время ее нагружения и определяют уровень статического эквивалентного напряжения mэ конструкции 1 с помощью датчиков 11 деформации. Коэффициенты ,, являются физико-механическими характеристиками материала конструкции 1. Коэффициент определяется из экспериментов на модели или натурном образце. Коэффициенты , определяются соотношениями= =1- где за - предел длительной прочности материала конструкции 1;
в - предел мгновенной прочности материала конструкции 1. Вычисляют величину . При достижении данной величиной предельно допустимого значения за подается команда на включение приводов 10, которые через ведущие шестерни 9, зубчатые венцы 8 опор 2, 3 с помощью внешних колец 5 и роликов 7, передают вращение на внутренние кольца 6, жестко связанные с конструкцией 1. В результате конструкция 1 проворачивается относительно основания 4. При достижении угла = 180о приводы автоматически выключаются. Применение изобретения позволяет повысить длительную прочность тонкостенных оболочечных конструкций при длительном хранении за счет более рационального использования имеющегося резерва (запаса) прочности конструкции.
Класс B60P3/11 для перевозки летательных аппаратов
Класс F42B15/00 Реактивные снаряды, например ракеты; управляемые снаряды