подземное сооружение
Классы МПК: | E21D11/00 Крепление туннелей, выработок и прочих подземных разработок, например подземных камер большого объема; крепь для этого; изготовление крепи на месте работ, например сборка |
Автор(ы): | Лебедев В.А. |
Патентообладатель(и): | Лебедев Валериан Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-11-09 публикация патента:
30.08.1994 |
Изобретение относится к строительству. Цель изобретения - обеспечение надежности сооружения. Сооружение включает кольцо в разгружающие конструкции (РК). Каждая РК выполнена в виде консоли, состоящей из криволинейной (КЧ) и прямолинейной (ПЧ) частей. РК жестко прикреплена к кольцу КЧ, выполненной в виде дуги окружности, ограниченной углом, в 20° противоположной кольцу кривизны, сопряженной с ним по горизонтальному диаметру. Радиусы окружностей КЧ консоли и кольца относятся как 4,75 : 1. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
ПОДЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ, включающее кольцо и разгружающие конструкции, отличающееся тем, что, с целью обеспечения надежности сооружения, каждая разгружающая конструкция выполнена в виде консоли, состоящей из криволинейной и прямолинейной частей, жестко прикрепленной к кольцу криволинейной частью, причем криволинейная часть консоли выполнена в форме дуги окружности, ограниченной углом в 20o, противоположной кольцу кривизны, сопряженной с ним по горизонтальному диаметру, а радиусы окружностей средней части криволинейной консоли и кольца соотносятся как 4,75 : 1.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству. Известно сооружение, включающее корпус кольцевого сечения, находящийся под насыпным грунтом и связанный со средством дополнительного горизонтального силового воздействия на корпус, выполненным в виде двух распорных конструкций, каждая из которых расположена вдоль боковых образующих корпуса и представляет собой подпружинивающий материал, ограниченный по контуру деформируемым материалом, в котором горизонтальная пригрузка выполнена в виде арок из распорных конструкций перекрытия, расположенных выпуклостью вверх и установленных с каждой боковой стороны корпуса, каждая из арок оперта одним боковым торцом, выполненным со скосом вниз и в сторону вертикальной оси рамки, на такой же скос, выполненный на боковой поверхности корпуса подземного сооружения, а другим торцом она оперта на связанный подстилающий грунт или опорную плиту. Недостатком этого сооружения является шарнирное соединение распорной конструкции с подстилающими грунтом или опорной плитой. Поскольку подстилающий слой (грунт) обладает высокой деформируемостью, он с течением времени просядет в результате действия огромной нагрузки от сплошной городской застройки. Распорная конструкция также даст осадку и действие ее распора уменьшается из-за того, что распорная конструкция своим концом не опирается на корпус точно по горизонтальному диаметру. Из-за деформаций грунта опорная плита также осядет и потянет за собой распорную конструкцию. Цель изобретения - обеспечение надежности. Указанная цель достигается тем, что в подземном сооружении, включающем кольцо и разгружающие конструкции, каждая разгружающая конструкция выполнена в виде консоли, состоящей из криволинейной и прямолинейной частей, жестко прикрепленной к кольцу криволинейной частью, при этом криволинейная часть консоли выполнена в форме дуги окружности, ограниченной углом в 20о противоположной кольцу кривизны, сопряженной с ним по горизонтальному диаметру, а радиусы окружностей криволинейной части консоли и кольца относятся как 4,75:1. На фиг. 1 изображено подземное сооружение в разрезе; на фиг. 2 и 3 - деформированное кольцо от нагрузки городской застройки, приложенной сбоку (считая, что нагрузка сверху не действует). Подземное сооружение включает в себя кольцо 1 (фиг. 1-3), консоль, состоящую из криволинейной части 2 и прямолинейной части 3. На фиг. 1 показаны также объекты 4 городской застройки, которые и представляют собой основную нагрузку на кольцо 1. В случае расположения в кольце 1 метрополитена нагрузка от поездов является величиной бесконечно малого порядка по сравнению с нагрузкой от городской застройки, где могут быть высотные сооружения, например здание МИДа и т.д. Подземное сооружение работает следующим образом. При действии на кольцо 1 (фиг. 1) нагрузки от городской застройки (фиг. 1) оно сжимается и принимает форму эллипса (см. фиг. 2). Та же нагрузка действует и на части 2 и 3 консоли (фиг. 1). Грузовая площадь кольца должна быть равна грузовой площади консолей (грузовая площадь криволинейных частей 2 плюс грузовая площадь прямолинейных частей 3). От действующей нагрузки консоли изгибаются и сжимают с боков кольцо 1 посредством криволинейных частей 2. Таким образом, действие нагрузки от городской застройки и грунта нейтрализуется самой же этой нагрузкой посредством консолей. С другой стороны, часть нагрузки кольцо 1 передает криволинейным частям 2 консоли, от которой консоль изгибается. Нагрузка от городской застройки (фиг. 1), действующая на консоль, выгибает ее в обратную сторону. Обосновываем соотношение R:r = 4,75:1. При увеличении радиуса R консолей (при неизменном r) криволинейная часть 2 консоли представляет собой прямолинейный участок. В этом случае кольцо 1 сжимается консолями не по главному диаметру, а немного ниже, как бы выпирая кольцо 1 вверх. Разгружающий эффект консоли уменьшается. В случае уменьшения радиуса R криволинейного участка консоли последняя давит на кольцо сверху вниз, т. е. реакции от консолей приложены не по главному диаметру, а немного выше. Короче говоря, что из разгружающей консоль превращается в нагружающую конструкцию. Угол = 20о неразрывно связан с радиусом R. С увеличением угла увеличиваются размеры консоли, изменяются ее функции (из разгружающей она превращается в нагружающую конструкцию) и она зарывается вниз.Класс E21D11/00 Крепление туннелей, выработок и прочих подземных разработок, например подземных камер большого объема; крепь для этого; изготовление крепи на месте работ, например сборка