механическая бесступенчатая передача
Классы МПК: | F16H15/00 Фрикционные передачи вращения с переменной скоростью или с реверсированием F16H29/22 с автоматическим изменением скорости |
Патентообладатель(и): | Бросалов Валерий Кузьмич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-07-02 публикация патента:
30.08.1994 |
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: передача содержит входной и выходной валы, преобразующий механизм, механизм изменения эксцентриситета и механизм управления реверсом. Преобразующий механизм выполнен в виде генератора волн, гибких и жестких колес, взаимодействующих с гибкими колесами посредством подпружиненных упругих рабочих тел. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
МЕХАНИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, размещенный на ведущем валу преобразующий механизм и механизм изменения эксцентриситета, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, она снабжена механизмом управления реверсом, преобразующий механизм выполнен волновым, генератор волн которого посредством шестерен механизма изменения эксцентриситета связан с ведущим валом, гибкий зубчатый венец посредством упругих рабочих тел - с жесткими колесами, а последние кинематически - с механизмом управления реверсом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к бесступенчатым передачам, и может быть использовано в транспортных и стационарных машинах. Известна бесступенчатая механическая передача, содержащая соосно расположенные в корпусе ведущий, промежуточный и ведомый валы, механизм изменения эксцентриситета и преобразующий механизм. На наружной поверхности полого промежуточного вала жестко укреплен ведущий элемент преобразующего механизма, а ведомые элементы преобразующего механизма связаны по одному с корпусом и(или) с ведомым валом. Передача снабжена кривошипом, шарнирно связывающим промежуточный и ведомый валы, а также кривошипно-ползунным механизмом, связывающим промежуточный вал с корпусом. Преобразующий механизм позволяет преобразовать плоскопараллельное движение промежуточного вала в однонаправленное вращение ведомого вала передачи - это вторая ступень редуцирования. Недостаток рассмотренной бесступенчатой передачи несбалансированность масс вращения эксцентричного вала, в результате которой возникают вибрации от центробежных сил. Уравновесить центробежные силы сложно из-за изменения в процессе работы эксцентриситета промежуточного вала. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Указанная цель достигается тем, что в механической бесступенчатой передаче, содержащей корпус, ведущий, промежуточный и ведомый валы, механизм изменения эксцентриситета и преобразующий механизм, последний выполнен волновым, генератор волн которого посредством шестерен механизма изменения эксцентриситета связан с ведущим валом, гибкий зубчатый венец посредством упругих рабочих тел - с жесткими колесами, а последние кинематически с механизмом управления реверсом. На фиг.1 представлена передача, продольный разрез; на фиг.2 - механизм управления реверсом; на фиг.3 - принципиальная схема передачи. Механическая бесступенчатая передача имеет ведущий вал 1 с фланцем 2, полую ось 3 с винтовым пазом 4 и фланцем 5, соединенным с фланцем 2, размещенный внутри оси 3 промежуточный вал 6 с продольным пазом 7, управляющую муфту 8 с жестко закрепленным в ней штифтом 9 для свободного перемещения в продольном пазу 7 и винтовом пазу 4. В пазах фланцев 2 и 5 размещены равномерно по окружности на эксцентричных осях 10 по крайней мере две пары роликов 11, выполняющих роль генератора волн. Ролики 11 перемещаются по внутренней поверхности упругого зубчатого венца 12, которое сопрягается посредством упругих рабочих тел 13 с наружными обоймами 14. Упругие рабочие тела 13 размещены в пазах обойм 14 и отжимаются от обоймы 14 пружинами 15. Ролики 11, упругий зубчатый венец 12, упругие рабочие тела 13, наружная обойма 14 и пружины 15 составляют преобразующий механизм. Управляющая муфта 8, полая ось 3, промежуточный вал 6 образуют механизм изменения эксцентриситета. Последний связан управляющей шестерней 16, установленной на промежуточном валу 6 и шестернями 17, жестко установленными на осях 10 с преобразующим механизмом. Обоймы 14 жестко связаны с шестернями 18, входящими в зацепление с шестернями 19 выходного вала 20. С помощью муфты 21 осуществляется передача крутящего момента от шестерни 19 к выходному валу. Одна из шестерен 19, находящаяся в разомкнутом состоянии с муфтой 21, зацепляется с тормозным сектором 22 механизма управления реверсом. Передача работает следующим образом. Вращение передается от ведущего вала 1 к эксцентричным осям 10 и роликам 11 и упругому зубчатому венцу 12, имеющего два ряда зубцов, в которые упираются торцовыми поверхностями упругие рабочие тела 12. В радиальном направлении ролики перемещаются за счет поворота эксцентриковых осей 10, угловое перемещение которых осуществляется с помощью шестерен 17 и 16. Упругие рабочие тела 12, установленные в два ряда и имеющие в ряду равный, но противоположный другому ряду наклон рабочих тел, заставят перемещаться друг относительно друга наружные обоймы 14. Для осуществления реверса необходимо остановить одну из шестерен 19. Это осуществляется перемещением штока 24 механизма управления реверсом путем зацепления сектора 22 попеременно с одной из шестерен 19. Другая шестерня входит в зацепление с зубчатой муфтой 21, с которой вращение передается на выходной вал 20.Класс F16H15/00 Фрикционные передачи вращения с переменной скоростью или с реверсированием
Класс F16H29/22 с автоматическим изменением скорости