способ диагностики алкогольного поражения сердца

Классы МПК:G01N33/68 с использованием протеинов, пептидов или аминокислот
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт терапии СО РАМН
Приоритеты:
подача заявки:
1989-03-10
публикация патента:

Способ диагностики алкогольного поражения сердца. Использование: медицина, кардиология. Цель: ранняя диагностика. Сущность изобретения: в крови пациента определяют активность суммарной креатинфосфокиназы и ее сердечного изофермента до и после медикаментозной нагрузки тетурамом в фармакопейной суточной дозе в течение 18 - 20 дней, после чего рассчитывают диагностический показатель по формуле способ диагностики алкогольного поражения сердца, патент № 2018839 , где К - диагностический показатель, КФК - активность креатинфосфокиназы, МВКФК - активность сердечного изофермента КФК, и при увеличении этого показателя относительно нормы до введения нагрузки или значении 17 и менее после нагрузки при одновременном значении активности МВКФК 10ед. и более диагностируют алкогольное поражение сердца. 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ АЛКОГОЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ СЕРДЦА, включающий исследование активности ферментов крови, отличающийся тем, что, с целью ранней диагностики, определяют активность суммарной креатинфосфокиназы и ее сердечного изофермента до и после медикаментозной нагрузки тетурамом в фармакопейной суточной дозе в течение 18 - 20 дней, после чего рассчитывают диагностический показатель по формуле

K = способ диагностики алкогольного поражения сердца, патент № 2018839,

где K - диагностический показатель;

КФК - активность креатинфосфокиназы;

МВКФК - активность сердечного изофермента КФК,

и при увеличении этого показателя относительно нормы до введения нагрузки или значении 17 и менее после нагрузки при одновременном значении активности МВ КФК 10 ЕД и более диагностируют алкогольное поражение сердца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии и наркологии, и касается энзимологической диагностики алкогольного поражения сердца (АПС).

Диагностика АПС является особенно актуальной на ранних стадиях болезни, так как только в этот период изменения в миокарде обратимы при отказе от алкоголя. В то же время диагностика ранних стадий АПС клиническими и электрокардиографическими способами малоэффективна из-за скудости клинических проявлений и малой специфичности ЭКГ-изменений. Использование для диагностики нагрузочной пробы с дозированной физической нагрузкой повышает возможность диагностики АПС, но возможны ложно-положительные или ложно-отрицательные результаты, а у ряда больных проба не может быть доведена до диагностических критериев из-за физической детренированности больных хроническим алкоголизмом.

Прямых аналогов биохимических способов диагностики ранних стадий АПС не выявлено. Условными прототипами предлагаемого способа могут являться известные способы дифференциальной диагностики АПС и ишемической болезни сердца (ИБС). Известный способ заключается в оценке синдрома кардиалгии и исследовании ферментативной активности крови, характеризующей энергообеспечение миокарда, в частности активности аденозиаминазы и АМФ-дезаминазы. Однако этот способ обеспечивает диагностику АПС при длительной кардиалгии вне связи с физической нагрузкой, при отсутствии эффекта от нитроглицерина, при отрицательном результате пробы с дозированной физической нагрузкой, при незначительном снижении коэффициента фосфорилирования на фоне резко выраженного длительного снижения активности аденозинаминазы и АМФ-дезаминазы. ИБС диагностируют в случае значительного снижения коэффициента фосфорилирования и незначительного, преимущественно в момент приступа загрудинных болей, снижения активности аденозинаминазы и АМФ-дезаминазы.

Недостатком данного метода является возможность его применения только при длительных кардиалгиях, следовательно он не может быть отнесен к способам ранней диагностики алкогольного поражения сердца.

Известен способ дифференциальной диагностики АПС и ИБС, заключающийся в измерении концентрации миоглобина крови (Мb), взятой из коронарного синуса при проведении ступенчатой предсердной стимуляции с возрастающей частотой импульсов. Различие в концентрации миоглобина крови из коронарного синуса у больных ИБС и АПС наступает при частоте импульсов 140 в минуту и выше. При изменении концентрации миоглобина от 0 до 50% от исходной диагностируют АПС, а при повышении концентрации миоглобина от 75% и выше от исходной диагностируют ИБС.

Главным недостатком данного способа является его инвазивность, необходимость катетеризации правых полостей сердца, что сопряжено с определенной опасностью для жизни. Способ может быть применен при выраженных клинических проявлениях поражения сердца, следовательно также не может быть отнесен к способам ранней диагностики. Кроме того, диагностика АПС при небольших изменениях Мb концентрации является сомнительной, так как эти изменения могут быть результатом ошибки метода (особенно при ориентации "... от 0").

На ранних стадиях АПС может оказаться неэффективным и определение активности кардиоспецифических ферментов (сердечных фракций креатинфосфокиназы, лактатдегидрогеназы, бутиратной активности лактитдегидрогеназы и т.д.) из-за преобладания при АПС дистрофических изменений в миокарде при малом объеме некpозов.

Целью изобретения является объективизация и повышение точности ранней диагностики алкогольного поражения сердца у лиц, систематически потребляющих алкоголь.

Поставленная цель достигается путем проведения биохимического исследования крови испытуемого (измерение общей активности креатин-фосфокиназы - КФК и ее сердечного изофермента - МВ КФК) после дозированной медикаментозной нагрузки тетурамом в среднесуточной дозе 0,5-1,0 г, т.е. соответствующей фармакопейной, рекомендуемой для лечения больных алкоголизмом.

Проведено комплексное клиническое обследование 28 больных хроническим алкоголизмом, находящихся на лечении в наркологическом стационаре. Клиническое обследование включало опрос с выявлением "сердечных жалоб", осмотр врачом терапевтом, измерение артериального давления, запись ЭКГ в покое и у части больных после дозированной физической нагрузки.

Все обследованные находились в состоянии абстиненции и имели II, реже I-II стадию хронического алкоголизма по классификации А.А.Портнова и И.Н. Пятницкой (1973). "Сердечные" жалобы (кардиалгии, одышка, чувство нехватки воздуха, ощущение перебоев), предъявляли 6 больных. ЭКГ-изменения (признаки гипертрофии миокарда левого желудочка, нарушения автоматизма синусового узла) отмечены у 12 больных. Медикаментозное лечение тетурамом начинали после 7-10-дневной дезинтоксикационной терапии. Начальная доза тетурама составила 0,5-1,0 г в сутки в течение 10 дней и 0,25-0,5 г в сутки в течение последующих 10-15 дней (суммарная курсовая доза составила 8-14 г).

При поступлении в наркологическое отделение, после дезинтоксикации и в процессе тетурамотерапии измеряли активность суммарной креатинфосфокиназы (КФК) и ее сердечного изофермента (МВ КФК) в абсолютном и процентном выражении и соотношении K = способ диагностики алкогольного поражения сердца, патент № 2018839 . Диагностически значимые изменения этого коэффициента получены при достижении курсовой дозы более 7 г (т.е. через 18-20 дней тетурамотерапии).

При проведении патентного поиска не было обнаружено технических решений, совпадающих с совокупностью отличительных признаков заявляемого решения. В связи с этим можно сделать вывод о соответствии его критерию "существенные отличия".

Способ осуществляется следующим образом. У больных, поступающих в наркологическое отделение или получающих противоалкогольное лечение амбулаторно, при отсутствии клинических данных за АПС или при наличии кардиалгий или ЭКГ-изменений, не дающих основание утверждать АПС, измеряется активность КФК и МВ КФК до начала противоалкогольного лечения. Увеличение активности изофермента МВ КФК более 6% от общей активности КФК свидетельствует об АПС и служит противопоказанием для тетурамотерапии. Нормальная активность КФК и МВ КФК предполагает назначение тетурама в суточной дозе 0,5-1,0 г и повторное измерение активности КФК и МВ КФК при достижении курсовой дозы 7,0 г и выше. Повышение активности МВ КФК и снижение индекса Кд после курса тетурамотерапии свидетельствует о ранней стадии АПС (табл.1). До тетурамотерапии повышение общей активности КФК отмечено лишь у 3 больных, а МВ КФК - у 5 (при процентном содержании этого изофермента в среднем 8,2%), что подчеркивает низкую диагностическую значимость измерения активности КФК и МВ КФК без дополнительных нагрузочных проб. После лечения тетурамом, что являлось фармакологической нагрузкой, повышение активности общей КФК отмечено у 9 больных, МВ КФК - у 11 больных, причем повышалось существенно и процентное содержание изофермента МВ КФК в сыворотке (в среднем до 23,7%), чем до фармакологической нагрузки.

Частота изменения активности КФК и МВ КФК и величины Кд по сравнению с нормой у больных/злоупотребляющих алкоголем ( n=28 )/приведены в табл.1.

Диагностическую значимость предлагаемых критериев подтверждает и сопоставление их с ЭКГ-изменениями. До применения тетурама частота изменений ЭКГ и повышение активности КФК сыворотки не различается, в то время как после лечения тетурамом у всех лиц с повышенной активностью КФК были отмечены те или иные нарушения ЭКГ, а у лиц с нормальной активностью КФК и МВ КФК изменения ЭКГ отсутствовали во всех случаях. Различия по критерию Х2 высоко достоверны (p<0,01).д как основной диагностический критерий АПС у лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для унифицированного пользования диагностической таблицей в любой лаборатории независимо от применяемых методов ферментативного анализа КФК и МВ КФК.

Диагностическая информативность предлагаемого энзимологического критерия АПС - коэффициента Кд - была подтверждена при дальнейшем функциональном обследовании тех больных, у которых снижение величины Кдбыло выявлено впервые после фармакологической нагрузки тетурамом. Выполненное ультразвуковое сканирование сердца показало повышение конечного диастолического объема левого желудочка, что является одним из ранних признаков АПС.

Диагностические критерии алкогольного поражения сердца приведены в табл.2.

Таким образом, при повышении активности МВ КФК более 10 ед и снижении коэффициента Кд менее 17 после медикаментозной нагрузки тетурамом устанавливается диагноз алкогольного поражения сердца (АПС). Величина 17 получена из максимальных нормальных значений активности КФК и МВ КФК.

П р и м е р 1. Больной З., 41 год, "алкогольный стаж" 20 лет. Предъявляет жалобы на ощущение перебоев в работе сердца. На электрокардиограмме выявлена атриовентикулярная блокада I степени. При поступлении в наркологический стационар на 17 день после алкогольного эксцесса после дезинтоксикационной терапии общая активность КФК составила 73 ед., а МВ КФК - 0, т.е. получены нормальные значения. При противоалкогольном лечении тетурамом, при достижении суммарной дозы 6,5 г общая активность КФК достигла 119 ед., т.е. сохранялась на нормальных значениях, а МВ КФК достигла 22,6 ед. (т.е. 19% от общей активности), Кдоказался равен 1,5. Так как выполнение анализа было задержено по техническим причинам (образец крови был заморожен), лечение тетурамом было продолжено и при достижении курсовой дозы 12,5 г общая активность КФК составила уже 453 ед., причем на долю МВ КФК пришлось 112 ед. (25% ). Кд оставался низким (3). Таким образом, у больного, имевшего неспецифические кардиальные жалобы и изменения на ЭКГ, позволявшие только заподозрить алкогольное поражение сердца, исследование активности общей КФК и ее сердечной фракции не подтверждало диагноз АПС. Медикаментозная нагрузка тетурамом выявила АПС уже при достижении небольшой курсовой дозы, что требовало отмены тетурама и назначения кардиопротективной терапии. Подтверждением правильности этого заключения является дальнейшее повышение активности КФК и МВ КФК при продолжении медикаментозной нагрузки тетурамом.

П р и м е р 2. Больной М., 40 лет, "алкогольный стаж" 6 лет, сердечных жалоб не предъявляет, на ЭКГ имеются легкие неспецифические изменения в виде умеренного нарушения внутрисердечной проводимости. Поступил в наркологическое отделение через 5 дней после алкогольного эксцесса. При этом общая активность КФК составила 51 ед., а МВ КФК - 0. Нормальные показатели сохранялись после проведения дезинтоксикационной терапии (16 ед. и 0). После лечения тетурамом при суммарной дозе 7,1 г активность КФК повысилась до 225 ед. , причем на долю МВ КФК пришлось 56 ед. (25%). Кд=3, что позволило диагностировать АПС у больного без клинических и электрокардиографических проявлений АПС, и требовало отмены тетурама и назначения кардиопротекторов.

П р и м е р 3. Больной К., 39 лет, "алкогольный стаж" 5 лет, жалуется на кардиалгии и перебои в работе сердца, возникающие после алкогольного эксцесса, что позволяло заподозрить АПС. Однако на ЭКГ отмечены лишь косвенные признаки гипертрофии миокарда левого желудочка. Проба с дозированной физической нагрузкой отрицательна. Общая активность КФК через 7 дней после алкогольного эксцесса составила 70 ед., активность МВ КФК - 3,6 ед. (5,6%), Кд=18. После нарушения режима активность КФК сохранялась на нормальных цифрах (общая - 91 ед., МВ - 3,4 ед. - 3,7%). Кд оставался высоким (26). В процессе лечения тетурамом при достижении суммарной дозы 8,7 г активность КФК и ее сердечного изофермента сохранялась нормальной (43 ед и 0 соответственно), что позволяло отвергнуть предположение об АПС и продолжить тетурамотерапию, так как имеющиеся жалобы, вероятно, связаны с вегетативной дистонией, не являющейся противопоказанием для лечения тетурамом.

П р и м е р 4. Больной А, 35 лет, "алкогольный стаж" 10 лет. Жалоб не предъявляет. ЭКГ без патологических изменений. Через 5 дней после алкогольного эксцесса общая активность КФК составила 80 ед. (МВ КФК - 0). При достижении суммарной дозы тетурама 11,5 г сохранялась нормальная активность этих ферментов (КФК - 17 ед., МВ КФК - 0). Таким образом, несмотря на солидный "алкогольный стаж", медикаментозная нагрузка не выявила алкогольного поражения сердца.

Приведенные примеры из практики показывают, как в клинически сложных и неопределенных ситуациях с помощью предлагаемого биохимического способа удается с высокой достоверностью установить наличие или отсутствие АПС у лиц, злоупотребляющих алкоголем. По предваpительным результатам клинического испытания предлагаемого метода объективной ранней диагностики АПС при обследовании 43 больных алкоголизмом I-II стадий эффективность энзимодиагностики почти в 2 раза превышает эффективность раннего выявления АПС по клиническим признакам и составляет около 80-85%.

Класс G01N33/68 с использованием протеинов, пептидов или аминокислот

способ прогнозирования инфекционного осложнения атопического дерматита у ребенка -  патент 2528908 (20.09.2014)
способ диагностики генетической предрасположенности к нарушениям сердечной проводимости -  патент 2528900 (20.09.2014)
способ прогнозирования неблагоприятного исхода гипертрофической кардиомиопатии -  патент 2527768 (10.09.2014)
способ прогнозирования риска развития рестеноза коронарных артерий после их стентирования у пациентов с ишемической болезнью сердца -  патент 2523391 (20.07.2014)
способ определения индивидуальной радиочувствительности больных злокачественными новообразованиями при проведении лучевой терапии -  патент 2522507 (20.07.2014)
способ прогнозирования прерывания беременности в первом триместре -  патент 2522244 (10.07.2014)
способ диагностики онкологических заболеваний и иммуноферментный набор для его осуществления -  патент 2522231 (10.07.2014)
способ прогнозирования риска развития сахарного диабета второго типа у больных гипертонической болезнью -  патент 2521202 (27.06.2014)
способы и применения, включающие гемсвязывающий белок 1 -  патент 2520748 (27.06.2014)
композиции и мультипараметричекие способы анализа для измерения биологических медиаторов физиологического здоровья -  патент 2520080 (20.06.2014)
Наверх