Акционерное общество открытого типа "Завод им.В.А.Дегтярева"
Приоритеты:
подача заявки: 1991-05-06
публикация патента: 15.09.1994
Использование: в органах управления транспортного средства, в частности в мотоциклах. Сущность изобретения: механизм содержит вал переключения, который поворачиваясь вместе с поводком, поворачивает корпус храпового механизма против часовой стрелки. Ведущая собачка зацепляется с окном диска, обеспечивая поворот диска и вилок переключения при помощи криволинейных пазов в положение, соответствующее включенной передаче. Одновременно ведомая собачка скользит по выступу отбрасывателя и выходит из зацепления с соответствующим окном диска. При возврате корпуса в исходное положение под действием возвратной пружины (по часовой стрелке) ведущая собачка выводится из зацепления с окном диска своим скосом и в дальнейшем попадает в соседнее окно диска действием пружины. Ведомая собачка скользит по выступу отбрасывателя по часовой стрелке и попадает в соответствующее окно диска под действием пружины. При смене передачи роли собачек меняются и весь процесс переключения осуществляется аналогичным образом. 5 ил.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА, содержащий приводимый от педали вал переключения передач с поводком, закрепленные на основании, имеющем пазы, посредством оси диск с пазами, пальцы, установленные с возможностью взаимодействия с пазами основания и диска, с закрепленными на них вилками переключения и корпус храпового механизма с пазом для размещения в нем поводка, а также две собачки, установленные в корпусе храпового механизма и подпружиненные относительно него, и отбрасыватель, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности конструкции, диск выполнен плоским с открытыми пазами по его боковой образующей поверхности, корпус храпового механизма выполнен с двумя радиальными прорезями для размещения собачек, а паз указанного корпуса выполнен открытым, при этом собачки выполнены в виде Г-образных пластин, установленных на корпусе с помощью осей и подпружиненных относительно этих осей, а на рабочих концах собачек выполнены скосы, обращенные один к другому, отбрасыватель выполнен в виде плоского кулачка, размещенного на основании с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью рабочих концов собачек.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к органам управления транспортного средства, в частности к механизмам переключения коробки передач двигателя мотоцикла. Известен механизм переключения коробки передач мотоцикла, содержащий приводимый от педали вал переключения передач с поводком, размещенным в пазу корпуса подпружиненного храпового устройства, расположенного на одной оси с основанием, барабанным диском и вилками переключения, при этом на основании и диске выполнены пазы, взаимодействующие с пальцами вилок переключения. На оси корпуса храпового устройства размещена собачка, подпружиненная плоской пружиной. Собачка взаимодействует с окнами, расположенными на торцовой поверхности диска, и отбрасывателем, размещенным на основании [1]. Недостатком устройства является недостаточная надежность работы храпового устройства ввиду наличия плоской пружины и одной собачки двухстороннего действия. Известен механизм переключения коробки передач мотоцикла "Восход-3М", который содержит приводимый от педали вал переключения передач с поводком, размещенным в закрытом пазу корпуса подпружиненного храпового устройства, расположенного на одной оси с основанием, барабанным диском и вилками переключения, при этом на основании и диске выполнены пазы, взаимодействующие с пальцами вилок переключения, а в корпусе храпового устройства на одной оси размещены две подпружиненные собачки, взаимодействующие с окнами, расположенными на торцовой поверхности диска, и отбрасывателем, выполненным в виде отогнутой пластины, прикрепленной к основанию [2]. Недостатком этого механизма является нетехнологичность конструкции, которая усложняет изготовление деталей механизма и его сборку. Так, например, корпус храпового механизма выполнен с закрытым пазом под поводок вала переключения, что приводит к необходимости монтажа механизма переключения передач в двигатель производить только совместно с валом переключения передач и поводком. Диск барабанного типа сложен в изготовлении, не поддается групповой обработке резанием и не обеспечивает регулировку люфтов и зазоров при сборке деталей механизма и при эксплуатации. Отбрасыватель собачек храпового механизма присоединяется к основанию механизма крепежными элементами (заклепками), что делает соединение ненадежным. Конструкция пружины для собачек трудоемка в изготовлении, т.к. для ее навивки вынуждены использовать токарный станок вместо высокопроизводительного пружинно-навивочного автомата. Цель изобретения - повышение технологичности конструкции. Для достижения указанной цели в механизме переключения коробки передач мотоцикла, содержащем приводимый от педали вал переключения передач с поводком, размещенным в пазу корпуса подпружиненного храпового механизма, расположенного на одной оси с основанием, диском и вилками переключения, при этом на основании и диске выполнены пазы, взаимодействующие с пальцами вилок переключения, а в корпусе храпового устройства размещены две подпружиненные собачки, взаимодействующие с окнами диска и отбрасывателем, размещенным на основании, диск выполнен с окнами на наружной поверхности, паз корпуса храпового механизма выполнен открытым, а сам корпус снабжен двумя радиальными прорезями, в которых размещены собачки, выполненные в виде Г-образных пластин, установленных на осях корпуса и подпружиненных в направлении этих осей, при этом на рабочих концах собачек выполнены скосы, обращенные друг к другу, а отбрасыватель выполнен в виде плоского кулачкового выступа на основании, взаимодействующего с внутренней поверхностью рабочих концов собачек. Данное устройство отличается тем, что его элементы выполнены новой формы и имеют новое взаиморасположение. Диск выполнен плоской формы вместо барабанной, что обеспечивает регулировку зазоров по осям и устраняет люфт вилок переключения при сборке и эксплуатации. Открытый паз корпуса храпового механизма упрощает монтаж механизма переключения в двигатель. Отбрасыватель выполнен в виде плоского кулачкового выступа на основании вместо отогнутой пластины, прикрепленной к основанию, что проще в изготовлении и надежнее в эксплуатации. Таким образом, новая форма элементов механизма (диска, собачек, корпуса, основания, отбрасывателя и др.) и новое взаиморасположение этих элементов повышает технологичность конструкции за счет упрощения изготовления деталей, упрощения регулировки и монтажа механизма. На фиг.1 изображен предлагаемый механизм переключения передач со стороны вала переключения передач (вал переключения не показан); на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.1; на фиг.5 - разрез Г-Г на фиг.4. Механизм переключения коробки передач мотоцикла содержит плоский диск 1, имеющий возможность вращения относительно оси 2, запрессованный в основании 3 механизма. В пазах диска 1 расположены пальцы 4, которые одновременно входят и в пазы основания 3. На пальцах 4 закреплены вилки переключения 5, связанные пазами с осью 2. В корпусе 6 храпового механизма, связанном с осью 2, выполнен открытый паз 7, в котором размещен поводок 8 вала переключения передач 9. На валу переключения передач 9 установлена возвратная пружина 10. Корпус 6 выполнен с двумя радиальными прорезями 11, в которых размещены собачки 12 и 13, взаимодействующие с окнами диска 1 и выполненные в виде Г-образных пластин, установленных концами на осях 14 корпуса 6 и подпружиненных в осевом направлении пружинами 15. На основании 3 размещен отбрасыватель 16, выполненный в виде плоского кулачкового выступа, взаимодействующего с внутренними поверхностями рабочих концов собачек 12 и 13. На рабочих концах собачек 12 и 13 выполнены скосы, обращенные друг к другу. Механизм работает следующим образом. При нажатии на педаль (на чертежах не показано) вал переключения 9, поворачиваясь вместе с поводком 8, поворачивает корпус 6 храпового механизма против часовой стрелки. При этом ведущая собачка 12 зацепляется с окном диска 1, обеспечивая поворот диска 1 и вилок переключения 5 при помощи криволинейных пазов в положение, соответствующее включенной передаче. Одновременно ведомая собачка 13 скользит по выступу отбрасывателя 16, выходя из зацепления с соответствующим окном диска 1. Далее при возврате корпуса 6 в исходное положение под действием возвратной пружины 10 (по часовой стрелке) ведущая собачка 12 выводится из зацепления с окном диска своим скосом и в дальнейшем попадает в соседнее окно диска под действием пружины 15, а ведомая собачка 13 скользит по выступу отбрасывателя 16 по часовой стрелке и попадает в соответствующее окно диска под действием пружины 15. При смене передачи, т. е. при рабочем движении корпуса 6 по часовой стрелке, ведущей собачкой становится собачка 13, а ведомой - собачка, 12 и весь процесс переключения осуществляется аналогичным образом.