тормозное устройство преимущественно для зубообрабатывающих станков
Классы МПК: | F16D55/22 посредством зажатия неподвижного в осевом направлении вращающегося диска между подвижными тормозными элементами, например между подвижными тормозными дисками или накладками |
Автор(ы): | Кошкин В.А., Лубков Ю.В., Кувшинова В.В. |
Патентообладатель(и): | Технологический институт Саратовского государственного технического университета |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-20 публикация патента:
15.09.1994 |
Использование: в дисково-колодочных тормозах, преимущественно зубообрабатывающих станков, имеющих цепь обкатки. Сущность: тормозное устройство содержит подвижные в осевом направлении соосные тормозные дисковые элементы с накладками, подвижный тормозной вал с дорожкой торможения, тарельчатые пружины сжатия тормозных элементов, привод вращения тормозного вала. Подвижные дисковые элементы установлены с возможностью вращения на валах посредством дополнительного привода в противоположные стороны с одинаковой скоростью, превышающей скорость вращения тормозного вала, размещенного между их кольцевыми накладками. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЗУБООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКОВ, содержащее тормозной вал с приводом и тормозным диском, расположенным между накладками соосных тормозных дисковых элементов, подвижных в осевом направлении и кинематически связанных с возможностью вращения с одинаковой скоростью с дополнительным приводом, отличающееся тем, что, с целью стабилизации тормозного момента, оно снабжено пружинами сжатия тормозных дисковых элементов, тормозные дисковые элементы кинематически связаны с дополнительным приводом с возможностью вращения в противоположных направлениях и со скоростью, превышающей скорость вращения тормозного вала. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что накладки дисковых тормозных элементов выполнены кольцевыми, а пружины сжатия выполнены тарельчатыми.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, станкостроению и предназначено преимущественно для зубообрабатывающих станков, имеющих цепь обкатки, и используется в зуборезных станках для торможения люльки или шпинделя изделия. Известны колодочные тормоза с узлом сжатия тормозных элементов в виде пружины. Замыкающие пружины расположены на рычажной системе тормоза. Крепление колодок на тормозных рычагах преимущественно шарнирное, оси шарниров расположены параллельно тормозному валу. Тормозной момент регулируется путем изменения осадки пружин. Недостатком является снижение скорости проскальзывания тормозных элементов до нуля в момент реверса и влияние усилия сжатия тормозных элементов на положение тормозного вала (усилие сжатия направлено перпендикулярно оси тормозного вала). Известно тормозное устройство, которое содержит тормозной элемент, выполненный в виде ленты с накладками, подвижный тормозной вал с дорожкой торможения, узел сжатия и натяжения тормозного элемента и регулятор усилия сжатия, который прижимает тормозную ленту к дорожке тормозного вала. Конструкция ленточного тормоза включает в себя механизм натяжения и упругую тормозную ленту которая имеет достаточно высокую податливость. При больших усилиях торможения механизм оказывается предрасположенным к самозбуждающимся вибрациям. Скорость проскальзывания трущихся элементов меняется в зависимости от скорости движения обкатки. Эти недостатки снижают точность нарезания зубчатого колеса. Целью изобретения является стабилизация тормозного момента за счет снижения опасности возникновения релаксационных автоколебаний. Поставленная цель достигается тем, что в тормозном устройстве, преимущественно для зубообрабатывающих станков, содержащем тормозной вал с приводом и тормозным диском, расположенным между накладками соосных тормозных дисковых элементов, подвижных в осевом направлении и кинематически связанных с возможностью вращения с одинаковой скоростью с дополнительным приводом, снабженном пружинами сжатия тормозных дисковых элементов, тормозные дисковые элементы кинематически связаны с дополнительным приводом с возможностью вращения в противоположных направлениях и со скоростью, превышающей скорость вращения тормозного вала, накладки дисковых тормозных элементов выполнены кольцевыми, а пружины сжатия выполнены тарельчатыми. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается наличием вращающихся в противоположные стороны тормозных дисков со скоростью вращения, большей скорости вращения тормозного вала, и пружин сжатия тормозных дисков. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями показывает новизну, состоящую в наличии тормозных дисков, имеющих отдельный, независящий от скорости вращения тормозного вала дополнительный привод вращения, обеспечивающий вращение дисков в противоположные стороны с одинаковой по абсолютной величине скоростью, что позволяет сделать вывод о наличии "существенных отличий". На чертеже представлен общий вид тормозного устройства в разрезе. В корпусе коробчатого типа 1 на шлицевых участках валов 13 и 4 расположены подвижные в осевом направлении тормозные диски 5 с тормозными кольцевыми накладками 7, тарельчатыми пружинами 8 и гайками 6. На валах 4, 10, 11, 13 неподвижно закреплены зубчатые колеса 2, 3, 9, 12, 14. На тормозном валу 16 закреплен тормозной диск 15. Устройство работает следующим образом. Нормальное положение тормозного устройства - замкнутое. Усилие прижатия обеспечивается 2-мя пружинами 8. Гайки фиксируют диски 5 в нерабочем положении. При работе тормозного устройства перемещением гайки 6 диски 5 выводятся в рабочее положение (в контакт с тормозным диском 15). Вращение на тормозные диски 5 заимствуется от дополнительного привода на вал 10. С вала 10 вращение на левый диск передается через зубчатые колеса 9, 12, 14, на правый диск через зубчатые колеса 2 и 3, насаженные на валах 10, 11, 13, 4. При условии вращения вала 10 по часовой стрелке (см. со стороны входного конца вала) левый диск будет вращаться против часовой стрелки. Равенство скоростей вращения достигается равенством передаточных отношений, которые обеспечивают колеса 9, 12, 14 и 2, 3. Линейная скорость точек контакта дисков 5 должна быть больше линейных скоростей вращения точек тормозного диска 5.Класс F16D55/22 посредством зажатия неподвижного в осевом направлении вращающегося диска между подвижными тормозными элементами, например между подвижными тормозными дисками или накладками