коробка передач с устройством управления

Классы МПК:F16H59/04 передаточного числа
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Бондарев Сергей Григорьевич[UA],
Кушниров Павел Васильевич[UA],
Соловьева Раиса Ивановна[UA]
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-13
публикация патента:

Использование: в автомобилестроении, станкостроении. Сущность: на первичном шлицевом валу с возможностью перемещения установлена блок - шестерня. С последней взаимодействуют шестерни, жестко установленные на вторичном валу. Блок - шестерня установлена между двумя сжатыми пружинами, фиксирующими ее в нейтральном положении. По обе стороны блок - шестерни установлены гофрированные металлорукава. Насос, нагнетая масло в соответствующие металлорукава, перемещает блок - шестерню, меняет скорость коробки передач. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С УСТРОЙСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ, содержащая установленные в корпусе шлицевой первичный и вторичный валы, блок шестерен, установленный с возможностью перемещения, на первичном валу, две шестерни, жестко закрепленные на вторичном валу, и гидропривод для управления коробкой передач, отличающаяся тем, что коробка передач снабжена гофрированными металлорукавами, установленными на первичном валу по обе стороны блок-шестерни и связанными с гидроприводом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, станкостроению и может быть использовано в коробках передач автомобилей и металлорежущих станков.

Известно устройство для управления коробкой передач, содержащее первичный шлицевый вал, на котором с возможностью перемещения установлена блок-шестерня, и вторичный вал, на котором жестко закреплены две шестерни. Валы установлены в корпусе на подшипниках. Блок-шестерня перемещается по первичному валу с помощью вилки, связанной с рычагом, а затем через вал - с ручкой управления (1).

Недостатком данного устройства является его громоздкость, а также сложность управления коробкой передач дистанционно.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для управления коробкой передач, содержащее шлицевый первичный и вторичный валы, блок-шестерню, установленную на первичном валу с возможностью перемещения, и две шестерни, неподвижно закрепленные на вторичном валу (2).

Однако применение этого устройства возможно при сравнительно небольших перемещениях шестерен. Недостатком также является и то, что при большом удалении коробки передач от места управления значительно усложняется кинематика цепи управления и, как следствие, снижается надежность. Усложняется коробка передач и в том случае, когда поворот рычага переключения передачи осуществляется от пневмокамеры или гидроцилиндра.

Изобретение направлено на повышение надежности коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач с устройством управления, содержащей установленные в корпусе шлицевый первичный и вторичный валы, блок шестерен, установленный с возможностью перемещения на первичном валу, две шестерни, жестко закрепленные на вторичном валу, и гидропривод для управления коробкой передач, согласно изобретению коробка передач, снабжена гофрированными металлорукавами, установленными на первичном валу по обе стороны блок-шестерни и связанными с гидроприводом.

На фиг.1 представлен поперечный разрез предлагаемой коробки передач; на фиг.2 - уплотняющая манжета, узел I на фиг.1.

Устройство содержит два вала: первичный шлицевый 1 и вторичный 2. На первичном шлицевом валу 1 установлен с возможностью перемещения блок шестерен 3. При перемещении он может входить в зацепление с шестернями 4 и 5, жестко закрепленными на вторичном валу 2. По обе стороны блок-шестерни 3 установлены гофрированные металлорукава 6а и 6б. Герметичность металлорукава 6а обеспечивается радиальным сварным швом между шайбой 7, имеющей внутреннюю шлицевую поверхность, и блоком шестерен 3. Аналогичным образом приварен металлорукав 6б. Таким образом образованы полости А и В, которые не соединены между собой. Для герметизации блока шестерен 3 с валом служит резиновое кольцо 8. Аналогичным образом обеспечивается герметичность противоположного конца вала. Кроме того, блок-шестерня 3 - между двумя сжатыми пружинами 9, которые в исходном состоянии определяют ее в среднем, нейтральном положении. Поскольку шайбы 7 сопряжены соответственно с теми же шлицевыми поверхностями, что и блок-шестерня 3, то крутящий момент металлорукава 6а и 6б не передают, они лишь имеют возможность растягиваться подобно мехам гармошки под действием поданного высокого давления. Внутри первичного вала 1 имеются каналы С и Д, связывающие полости А и В с гидросистемой. Нагнетание рабочей жидкости производится насосом 10, который соединен с трехпозиционным распределителем 11 с открытым сливом. Перепуск масла из полости А металлорукава в полость В предотвращается при помощи двух манжет 12 (фиг. 2), сопряженных с цилиндрическим участком вала 1 и блок-шестерней 3, которая с целью сборки узла выполнена разъемной, обе части которой стянуты винтами 13.

Устройство работает следующим образом.

Насос 10 закачивает масло в трехпозиционный распределитель 11. Если распределитель 11 включен так, что масло под давлением поступает в канал Д, и дальше - в полость В, то происходит наполнение гофрированного металлорукава 6б, его растяжение и перемещение блок-шестерни 3 до зацепления с шестерней 4. Одновременно из полости А происходит слив масла. При переключении распределителя 11 в другое положение происходит заполнение маслом гофрированного металлорукава 6а, его растяжение и перемещение блок-шестерни 3 в противоположную сторону до зацепления с шестерней 5. Таким образом, нагнетая масло в полости А и В попеременно, получаем двухскоростное вращение вторичного вала, т.е. двухскоростную коробку передач. При переключении распределителя 11 в нейтральное положение из полостей А и В происходит слив масла и пружины 9 возвращают блок-шестерню 3 в среднее, нейтральное положение. Гофрированные металлорукава 6а и 6б при этом крутящий момент не передают.

Технико-экономическая эффективность применения предлагаемого устройства заключается в упрощении управления коробкой передач, а также в повышении ее компактности и надежности коробки передач в целом.

Класс F16H59/04 передаточного числа

устройство управления и способ управления для трансмиссионного механизма -  патент 2509243 (10.03.2014)
способ управления переключением передач в трансмиссии транспортного средства и соответствующая гидравлическая система -  патент 2507426 (20.02.2014)
устройство для выбора режимов управления автоматической трансмиссией автомобиля -  патент 2491459 (27.08.2013)
устройство для управления дистанционным приводом механизма переключения передач -  патент 2348543 (10.03.2009)
механизм управления коробкой перемены передач транспортного средства (варианты) -  патент 2154584 (20.08.2000)
устройство переключения ступеней в трансмиссии -  патент 2131547 (10.06.1999)
устройство переключения ступеней в трансмиссии -  патент 2130838 (27.05.1999)
рычаг переключения передач -  патент 2061315 (27.05.1996)
коробка скоростей металлорежущего станка -  патент 2019772 (15.09.1994)
Наверх