амортизатор
Классы МПК: | F16F7/12 с использованием пластической деформации |
Патентообладатель(и): | Гуркин Юрий Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-15 публикация патента:
30.09.1994 |
Использование: для гашения вибраций. Сущность изобретения: амортизатор содержит два профилированных элемента, имеющих на обращенных поверхностях выступы в виде равносторонних трапеций и соответствующие им аналогичные впадины. Между профилированными элементами размещен плоский эластичный элемент, подпружиненный относительно одного из профилированных элементов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
АМОРТИЗАТОР, содержащий два профилированных элемента, имеющих на обращенных поверхностях выступы и соответствующие им впадины, и плоский эластичный элемент, размещенный между последними, отличающийся тем, что, с целью повышения амортизационной способности, впадины и выступы выполнены в виде равносторонних трапеций, а эластичный элемент подпружинен относительно одного из профилированных элементов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения вибраций, демпферам. Известно вибропоглощающее устройство, содержащее корпус, размещенные в нем последовательно установленные гофрированные элементы и расположенные между ними вязкоупругие прокладки, выполненные также гофрированными с профилем, идентичным профилю гофрированных элементов [1]. Недостатки - сложность элементов устройства, неразъемность соединения. Известен виброамортизатор, содержащий корпус, на внутренней цилиндрической поверхности которого выполнены спиральные канавки, установленные в нем стержень со спиральными канавками на его внешней цилиндрической поверхности и расположенную в спиральных канавках антивибрационную вставку в виде эластичного жгута круглого сечения [2]. Недостатки - малая жесткая упругость вставки, неразъемность соединения при работе. Наиболее близким решением к изобретению по технической сущности является многослойный эластичный элемент, содержащий корпус, размещенные в нем последовательно установленные гофрированные элементы и расположенные между ними вязкоупругие прокладки [3]. Недостатки - малая жесткая упругость прокладки, неразъемность соединения. Цель изобретения - повышение амортизационной способности. Это достигается тем, что в амортизаторе, содержащем два профилированных элемента, имеющих на обращенных поверхностях выступы и соответствующие им впадины, и плоский эластичный элемент, размещенный между последними, впадины и выступы выполнены в виде равносторонних трапеций, эластичный элемент подпружинен относительно одного из профилированных элементов. На фиг.1 показан амортизатор в разведенном состоянии; на фиг.2 - то же, в сомкнутом состоянии; на фиг.3 - то же, в закрытом состоянии. Амортизатор содержит два профилированных элемента 1 и 2, на каждом из которых выполнены выступы 3 в виде равносторонней трапеции со свободно размещенным плоским эластичным элементом 4 между ними, расположенных с образованием встречных впадин 5 в виде равносторонних трапеций. Плоский эластичный элемент 4 подпружинен на роликах 6 или без них. Пружина или пружины 7 могут быть закреплены либо на подвижном, либо на неподвижном профилированном элементе. Материалом плоского эластичного элемента 4 может быть пластмасса, ткань, металл различной толщины в виде полос, лент, проволоки, тросов и т. п. Плоский эластичный элемент 4 может быть с регулируемой длиной с одной или двумя пружинами 7 на конце. Амортизатор работает следующим образом. При разъединении профилированных элементов 1 и 2 образуются две гребенки с чередующимися выступами 3, между которыми свободно размещен плоский эластичный элемент 4, натянутый через ролики 6 или без них пружинами 7 или одной пружиной. При смыкании профилированных элементов 1 и 2 каждый выступ 3, воздействуя на элемент 4, вводит ее во встречную впадину 5, реализуя ударопоглощающую способность за счет растяжения пружины 7. После гашения удара элементами 1 и 2 друг об друга эластичный элемент 4 выпрямляется за счет упругости пружины 7 и занимает первоначальное положение. При этом большая деформация элемента 4 способствует глушению звука удара, например, створок дверей, на которых установлены элементы 1 и 2 совместно с элементом 4, роликами 6, пружинами 7. При различной силе удара натяжение эластичного элемента 4 может производиться за счет изменения ее длины (не показано). Использование амортизатора позволяет упростить изготовление, повысить ударопоглощающую способность, снизить шум соударения, повысить надежность амортизатора за счет прочного эластичного элемента.Класс F16F7/12 с использованием пластической деформации