F16N7/16 с подачей смазки посредством подъемных устройств
Автор(ы):
Смолевицкий Станислав Николаевич[UA], Борисенко Наталья Алексеевна[UA], Герасин Иван Иванович[UA]
Патентообладатель(и):
Производственное объединение "Лугансктепловоз" (UA)
Приоритеты:
подача заявки: 1989-05-17
публикация патента: 30.09.1994
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации путем обеспечения подачи смазки в удаленную от масляной ванны зону. Это достигается тем, что в известном устройстве для смазки элементов редуктора, содержащем корпус, масляную ванну, выполненный в корпусе и сообщающийся с ванной осевой канал, сообщающийся с ним радиальный канал, маслоподающий узел выполнен в виде установленного на приводном валу редуктора диска с зубьями, размещенного в разъемном корпусе, в котором выполнена кольцевая проточка с радиальным пазом и установленной в ней перекрывающей заслонкой, сообщающейся с осевым каналом, выполненным в виде трубопровода, а радиальный канал выполнен в корпусе редуктора и сообщается со смазываемыми элементами. 3 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ЭЛЕМЕНТОВ РЕДУКТОРА, содержащее предназначенные для установки в корпусе редуктора масляную ванну и маслоподающий узел, выполненный в корпусе и сообщающийся с масляной ванной осевой канал и сообщающийся с ним радиальный канал, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации путем обеспечения подачи смазки в удаленную от масляной ванны зону, маслоподающий узел выполнен в виде установленных на приводном валу редуктора разъемного корпуса и размещенного в нем и установленного на том же валу диска с зубьями, в разъмном корпусе выполнена кольцевая проточка с осевым пазом и установленной в нем перекрывающей заслонкой, сообщающаяся с осевым каналом, выполненным в виде трубопровода, а радиальный канал выполнен в корпусе редуктора и сообщается со смазываемыми элементами редуктора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к устройствам для смазки подшипниковых опор, удаленных от масляной ванны вертикальных валов редукторов. Известно устройство для смазки (патент ГДР N 211394, кл. F 16 N 7/36, 1982), подшипниковых опор при вертикальном расположении оси вращения вала. Устройство может использоваться для смазки верхних подшипников, вертикально расположенных валов и других трущихся пар в редукторах и коробках скоростей, уровень масла в которых не обеспечивает смазку верхних деталей. Устройство может быть выполнено на одном из вертикально расположенных полых валов этих механизмов. На нижнем, погруженном в масло конце такого вала в его осевом отверстии расположена втулка, имеющая внутреннюю винтовую поверхность. Вблизи от нижнего торца вала находится стенка с выступами, направляющими поток масла к винтовой поверхности втулки. При вращении вала витки винтовой поверхности втулки захватывают масло и подают его по осевой полости вала через имеющиеся в верхней его части, перпендикулярные оси вращения отверстия, в камеру стока, откуда масло направляется для смазки верхних подшипников по маслопроводам, а затем стекает в картер. Известно устройство для смазки редуктора турбоагрегата с горизонтальным расположением вала (авт. св. N 560097, кл. F 16 N 7/36, 1975), содержащее корпус с масляным картером, маслосборник, соединенный питающими каналами с точками смазки, и перегородками, выполненными в корпусе параллельно торцам одной из шестерен редуктора и образующими в картере колодец. В корпусе выполнен подводящий канал, соединяющий колодец с маслосборником. Устройство обеспечивает смазку подшипниковых узлов, зубчатого зацепления, удаленных от объема смазки, находящейся в картере. Известно устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала [1], в котором в нижней части корпуса установлен стакан, верх которого служит опорой червячного вала. Внутри осевого отверстия закреплен с помощью штифта стержень, имеющий на конце винтовую нарезку, которая входит в гладкое маслосборное гнездо стакана и образует в верхней и нижней частях стакана полости. При этом полость уплотняется с помощью манжеты. Для подвода смазки к всасывающей полости в средней части стакана (приходящейся на среднюю часть винтовой нарезки стержня) имеются радиальные отверстия. Для подачи смазки в зону контакта колеса стержень имеет осевой канал, входящий в радиальные отверстия стержня. Верхняя камера переходит в зазор (дополнительный осевой канал) между гладкой цилиндрической поверхностью стержня и осевым отверстием червячного вала. Зазор соединяется с дополнительными радиальными отверстиями червячного вала. Недостатком этого устройства является то, что осевой канал и радиальные отверстия, выполненные в стержне и в червячном вале, соответственно не обеспечивают смазкой верхнюю опору червячного вала. Смазка нагнетается в радиальные отверстия из корпуса стержнем, т.е. конец вала используется только для подачи смазки, что исключает возможность его сопряжения с другими деталями. Для смазки при реверсивном вращении вала устройство содержит взаимодействующую с валом манжету, т.е. элемент, изнашиваемый от трения при постоянной работе вала. Целью изобретения является улучшение условий эксплуатации путем обеспечения подачи смазки в удаленную от масляной ванны зону. Это достигается тем, что в устройстве для смазки элементов редуктора, содержащем предназначенные для установки в корпусе редуктора масляную ванну и маслоподающий узел, выполненный в корпусе и сообщающийся с масляной ванной осевой канал и сообщающийся с ним радиальный канал, маслоподающий узел выполнен в виде установленных на приводном валу редуктора разъемного корпуса и размещенного в нем и установленного на том же валу диска с зубьями, в разъемном корпусе выполнена кольцевая проточка с осевым пазом и установленной в нем перекрывающей заслонкой, сообщающаяся с осевым каналом, выполненным в виде трубопровода, а радиальный канал выполнен в корпусе редуктора и сообщается со смазываемыми элементами редуктора. На фиг.1 изображен маслоподающий узел, установленный в редукторе, общий вид; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.2. В корпусе 1 редуктора содержится масляная ванна 2 и маслоподающий узел 3. Осевой канал 4, выполненный в корпусе, связан с радиальным каналом 5. Маслоподающий узел 3 установлен на приводном валу 6 и выполнен в виде разъемного корпуса 7 и размещенного на том же валу диска с зубьями 8. В разъемном корпусе 7 выполнена кольцевая проточка 9 с осевым пазом 10 и установленной в нем перекрывающей заслонкой 11 (фиг.3), которая может находиться в положении II или III. В корпусе редуктора также установлен вертикальный вал 12 в верхней 13 и нижней 14 подшипниковых опорах. На вертикальном валу 12 расположена коническая шестерня 15. Приводной вал 6 установлен в подшипниковых опорах 16 и 17, на валу 6 расположена коническая шестерня 18. Разъемный корпус 7 маслоподающего узла 3 закреплен на торцовой поверхности стакана 19 подшипниковой опоры 17 приводного вала 6. Устройство для смазки работает следующим образом. Устройство для смазки элементов редуктора работает с момента начала вращения приводного вала 6. Установленный на валу диск с зубьями 8, вращаясь в разъемном корпусе 7, захватывает зубьями с поверхности объема, находящегося в ванне 2, части масла, подает его в промежутках между зубьями за счет сцепления частиц масла с торцовой поверхностью диска. Под действием постоянного подпора масло поступает в осевой канал 4 через выполненный в корпусе радиальный канал 5 в подшипниковую опору 13. При высокой частоте вращения приводного вала 6 происходит смятие масла и нарушается его подача в осевой канал 4, для сброса лишнего количества выполнена кольцевая проточка 9. После смазки подшипниковой опоры 13 масло попадает снова в ванну 2 через подшипник нижней опоры 14 вертикального вала 12 и через коническую пару 15, 18, смазывая трущиеся элементы этих деталей. При вращении приводного вала 6, например, по часовой стрелке, напор масла устанавливает перекрывающую заслонку 11 в положение II, а при изменении направления вращения - в положение III. Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает смазку трущихся поверхностей во всем диапазоне работы редуктора, в том числе и при изменении направления вращения валов, которое может быть по времени любой продолжительности. Устройство не содержит взаимосвязанных элементов, работающих с механическим трением, и в этой связи долговечно, автономно, обеспечивает лучшие компоновочные возможности редуктора.