устройство для фиксации резьбового соединения
Классы МПК: | B60B35/18 отличающиеся размещением подшипников для элементов, передающих крутящий момент, в кожухах осей F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах F16B39/00 Стопорение винтов, болтов или гаек |
Автор(ы): | Барай Владислав Калистратович[BY], Валько Марина Владиславовна[BY], Валько Александр Дормедонтович[BY], Барай Тамара Васильевна[BY] |
Патентообладатель(и): | Барай Владислав Калистратович[BY], Валько Марина Владиславовна[BY], Валько Александр Дормедонтович[BY], Барай Тамара Васильевна[BY] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-12-22 публикация патента:
30.10.1994 |
Использование: для крепления подшипникового колесного узла при регулировке подшипников на оси транспортного средства путем обеспечения доступа к стопорному элементу для заворачивания с любой стороны этого соединения. Сущность изобретения: в устройстве, содержащем болт, фланцевой головкой контактирующей с поджимаемыми элементами в виде колесного подшипникового узла, гайку в виде полого хвостовика, в который ввернут этот болт, выполненный с концевым полым участком с пониженной жесткостью и конической внутренней резьбой, конический резьбовой стопор, ввернутый в коническую резьбу с возможностью увеличения наружного диаметра болта на его концевом участке, новым является то, что болт с фланцевой головкой выполнен со сквозным отверстием для прохождения инструмента для вворачивания стопора, головка под инструмент у которого расположена со стороны отверстия. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ, преимущественно для крепления колесного подшипникового узла на оси транспортного средства, содержащего болт, фланцевой головкой контактирующий с поджимаемыми элементами, ввернутый в полый хвостовик оси с внутренней резьбой, выполненное в виде ввернутого в концевой полый с пониженной жесткостью участок болта с внутренней конусной резьбой конусного резьбового стопора с головкой под инструмент для заворачивания, обеспечивающего при его вворачивании увеличение диаметра концевого участка, отличающееся тем, что болт с фланцевой головкой выполнен со сквозным отверстием для прохода снаружи инструмента для вворачивания стопора, головка под инструмент которого расположена со стороны указанного отверстия.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения. Известно устройство для фиксации резьбового соединения для крепления колесного подшипникового узла на хвостовике оси транспортного средства, содержащее болт с фланцевой головкой, ввернутый в полый хвостовик оси до контакта своей головкой с этим узлом, и стопорный палец, запрессованный во внутренние отверстия болта и хвостовика. Гусеничные машины ГМ-569 и его модификации. Техническое описание и инструкция ТО. М.: Воен. издат. 1985, с. 216, рис. 66). Недостаток известного устройства - большая трудоемкость, возникающая при фиксации резьбового соединения болта в хвостовике особенно при необходимости регулировок натяга колесных подшипников, в том числе для компенсации износов. Наиболее близким решением из известных является устройство для фиксации резьбового соединения, содержащее болт, фланцевой головкой контактирующий с поджимными элементами, ввернутый навылет в полую гайку-хвостовик до упора ее в эти элементы и снабженный концевым полым участком с пониженной жесткостью и внутренней конусной резьбой, резьбовой конусный стопор, ввернутый в эту резьбу и снабженный головкой под инструмент для заворачивания, причем этот стопор расположен с возможностью увеличения диаметра концевого участка болта при вворачивании этого стопора. Недостатки устройства для фиксации резьбового соединения - недоступность заворачивания резьбового конусного стопора с противоположной стороны, а также низкая надежность фиксации болта в гайке при регулировке его положения. Цель изобретения - повысить надежность фиксации болта в резьбовом соединении в любом его положении путем обеспечения доступа к резьбовому конусному стопору для заворачивания его со стороны фланцевой головки этого болта. Для достижения указанной цели в устройстве для фиксации резьбового соединения, преимущественно для крепления подшипникового узла на оси транспортного средства, содержащем болт, фланцевой головкой контактирующий с поджимаемыми элементами, ввернутый полый хвостовик оси с внутренней резьбой, выполненное в виде ввернутого в концевой полый с пониженной жесткостью участок болта с внутренней конусной резьбой конусного резьбового стопора с головкой под инструмент для заворачивания, обеспечивающего при его вворачивании увеличение диаметра концевого участка, болт с фланцевой головкой выполнен со сквозным отверстием для прохождения снаружи инструмента для вворачивания стопора, головка под инструмент которого расположена со стороны отверстия. На фиг. 1 изображена конструктивная схема устройства для фиксации резьбового соединения крепления колесного подшипникового узла на хвостовике оси транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2, 4 и 5 - разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 5; на фиг. 7 - вид В на фиг. 4. Устройство включает колесный подшипниковый узел 1, состоящий из колесных конических подшипников 2 и 3, на которых ступица 4 установлена на полый хвостовик 5, выполненный в виде трубы цапфы 6. Эти подшипники расположены на хвостовике 5 между шайбой 7 и цапфой 6, причем шайба 7 установлена на хвостовике подвижно в осевом направлении на лыске. В отверстии полого хвостовика 5 выполнена резьба 8, в которую ввернут полый болт 9 со сквозным отверстием, с фланцевой головкой. Конец болта 9 выполнен с пониженной жесткостью в виде сквозного продольного паза 10. Болт 9 ввернут в хвостовик 5 до упора с заданным зазором его фланцевой головки 11 в шайбу 7. В сквозном отверстии полого болта 9 с противоположной от фланцевой его головки стороны выполнена конусная резьба 12, в которую ввернут конусный резьбовой стопор 13, увеличивающий наружную резьбу этого болта 9 в пределах зазора в резьбовом соединении при вворачивании стопора и тем самым предотвращая выворачивание болта 9 из хвостовика 5. Причем конусность этого резьбового соединения меньше угла трения, а головка этого стопора под инструмент для его заворачивания выполнена со стороны сквозного отверстия болта 9. Регулировка подшипников 2 и 3 колесного подшипникового узла 1 осуществляется полым болтом 9, который вворачивается в резьбу 8 отверстия полого хвостовика 5 до плотного упора фланцевой головки 11 в шайбу 7, которая упирается в нижнюю обойму подшипника 2, через ролики этого подшипника далее через ступицу 4, верхнюю обойму подшипника 3 и его ролики нижняя обойма подшипника 3 упирается в цапфу 6. Затем болт 9 за фланцевую головку следует отвернуть на заданный угол в обратную сторону, обеспечив заданный осевой зазор в подшипниках 2, 3, и зафиксировать ее в этом положении, завернув инструментом через сквозное отверстие болта 9 конический резьбовой стопор 13 в коническую резьбу 12 этого болта с наибольшим моментом до отказа. Благодаря наличию продольного сквозного паза 10 увеличивается радиальное давление болта 9 на хвостовик 5, повышающий трение в их резьбовом соединении. Так как конусность резьбового конусного соединения стопора 13 болтом 9 меньше угла трения, обеспечивается надежность фиксации болта в любом заданном положении. Технико-экономический эффект будет достигнут за счет повышения надежности фиксации резьбового соединения и возможности доступа к головке для заворачивания стопорного элемента с любой стороны этого соединения.Класс B60B35/18 отличающиеся размещением подшипников для элементов, передающих крутящий момент, в кожухах осей
Класс F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах
Класс F16B39/00 Стопорение винтов, болтов или гаек