Акционерное общество "Уральский автомобильный завод"
Приоритеты:
подача заявки: 1991-08-12
публикация патента: 30.10.1994
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям боковых бортов кузовов автомобилей-самосвалов с боковой разгрузкой. Сущность изобретения: боковой борт содержит каркас, образованный двумя крайними вертикальными швеллерообразными стойками и тремя горизонтальными силовыми элементами, и жестко соединенную с ними панель. Горизонтальные силовые элементы выполнены корытообразными в поперечном сечении, образуют с плоской панелью замкнутые контуры и делят ее на пять равных участков. Для выравнивания напряжений по поперечному сечению борта в зоне наибольшего прогиба к внутренним поверхностям корытообразного сечения горизонтальных силовых элементов жестко присоединены усилительные полосы по длине этих горизонтальных элементов. 3 ил.
БОРТ ПЛАТФОРМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий каркас из двух крайних вертикальных швеллерообразных стоек и трех горизонтальных силовых элементов и панель, жестко соединенную с каркасом, отличающийся тем, что каждый горизонтальный силовой элемент выполнен корытообразным в поперечном сечении и жестко соединен с панелью, выполненной плоской, с образованием замкнутого контура, причем силовые элементы прикреплены к панели в точках, делящих последнюю в поперечном направлении на пять равных участков, а к внутренней поверхности по крайней мере одного горизонтального силового элемента вдоль его длины жестко присоединена усилительная полоса для разгрузки зоны максимальных напряжений борта.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям боковых бортов кузовов автомобилей-самосвалов, производящих свал груза на боковые стороны, и может быть использовано для транспортных средств, перевозящих сыпучие и различные сельскохозяйственные грузы. Известна боковая или задняя панель кузова транспортного средства, образованная стальным листом, два противоположных конца которого загнуты навстречу друг другу и входят в соприкосновение с листом, образуя полые секции, которые при закрытии борта кузова располагаются в верхней и нижней частях панели с внутренней стороны, а в средней части борта к панели жестко прикреплен продольный омегообразный профиль, образующий с панелью закрытую внутреннюю полость в поперечном сечении. Недостатком этого устройства является неравномерность распределения напряжений в стальной панели и элементах стального листа, образующих закрытые полости. Известен борт платформы транспортного средства (прототип), имеющий каркас, состоящий из двух крайних вертикальных стоек, трех горизонтальных силовых элементов и жестко соединенной с ним панели, при этом крайние вертикальные стойки и горизонтальные силовые элементы выполнены из неравнополочных швеллеров, причем полки швеллеров вертикальных стоек сопряжены с полками швеллеров горизонтальных силовых элементов с их охватом и жестко внахлест в зоне больших полей связаны друг с другом и с отбортованной частью панели, а последняя выполнена с вертикально расположенными гофрами. Этому устройству также присущи недостатки первого устройства, кроме того, открытые неравнополочные швеллеры горизонтальных элементов не позволяют повысить жесткость борта, не увеличив их толщину, а следовательно, повышается масса борта в целом. Технический результат изобретения - выравнивание напряжений во всех элементах борта и повышение его жесткости без увеличения массы. Указанная цель достигается тем, что борт содержит каркас, образованный двумя крайними вертикальными швеллерообразными стойками, тремя силовыми горизонтальными элементами корытообразного сечения и жестко соединенной с ними плоской панелью, образующей замкнутый контур с силовым элементом и рационально разделенной на пять равных участков по поперечному сечению. Кроме того, к внутренней поверхности корытообразного сечения горизонтальных силовых элементов, в зоне действия максимальных напряжений по длине горизонтальных элементов, жестко присоединены стальные усилительные полосы. На фиг. 1 изображен боковой борт, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1. Борт платформы имеет каркас, состоящий из трех одинаковых горизонтальных силовых элементов 1 корытообразного поперечного сечения, из которых верхний и средний с внутренней поверхности, в зоне наибольшего прогиба от действующих нагрузок, усилены жестко присоединенной полосой 2 для выравнивания напряжений по поперечному сечению корытообразного горизонтального силового элемента без увеличения его общей толщины. В нижнем корытообразном силовом горизонтальном элементе 1 такая усилительная полоса 2 отсутствует ввиду незначительных напряжений от действующих на борт нагрузок. Горизонтальные силовые элементы 1 по концам соединены с вертикальными швеллерообразными стойками 3, образуя каркас, и вся эта система замыкается на плоскую панель 4, у которой отсутствуют вертикальные гофры ввиду рационального расположения горизонтальных силовых элементов 1, делящих панель 4 на пять равных участков h. Три замкнутых участка, образованных корытообразным сечением горизонтальных силовых элементов 1 и панелью 4, наличия гофр на панели не требуют, а два участка между горизонтальными полками корытообразного сечения горизонтальных силовых элементов 1 напряжения имеют незначительные и наличие гофр только усложняет технологическое изготовление панели 4. Для исключения травмообразования и повышения жесткости бокового борта в верхней части он закрыт продольным гнутым швеллерообразным профилем 5 из тонколистовой стали. Нагрузку от массы груза при движении автомобиля-самосвала и при боковой разгрузке воспринимают в основном горизонтальные силовые элементы 1 корытообразного сечения.