устройство для измерения упругого изгиба вала

Классы МПК:B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах
G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Центральное конструкторское бюро Департамента речного транспорта Министерства транспорта в г.Астрахани
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-22
публикация патента:

Использование: судостроение, оборудование для центровки судовых валопроводов. Сущность изобретения: устройство содержит измерительный прибор, например индикатор 7 часового типа, две стрелы 2 и 3, закрепленные на разъемных кольцах 1. Стрела 3 выполнена со сквозным отверстием, в которое с внешней стороны установлен индикатор 7 с одним измерительным штоком 8. Два разъемных кольца 1 выполнены с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия, обеспечивающими ширину контактного пояска этих колец с валом, составляющую не более 5% длины подконтрольного участка, заключенного между осями симметрии контактных поясков разъемных колец 1. Оси симметрии болтов, крепящих разъемные кольца 1 на валу, совмещены с осями симметрии площадей контакта колец 1 с валом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УПРУГОГО ИЗГИБА ВАЛА, содержащее две стрелы, установленные на соответствующих разъемных кольцах, закрепленных болтами на упомянутом валу, и индикатор часового типа с измерительным штоком, причем одна из стрел выполнена со сквозным отверстием, в которое с внешней стороны стрелы установлен упомянутый индикатор с возможностью взаимодействия его измерительного штока с второй стрелой, отличающееся тем, что каждое разъемное кольцо выполнено с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия, причем ширина контактного пояска, образованного упомянутыми фасками, составляет не более 5% от длины подконтрольного участка вала, заключенного между осями симметрии контактных поясков этих разъемных колец.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что болты, крепящие разъемные кольца на валу, совмещены своими осями симметрии с осями симметрии площадей контакта колец с валом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию для центровки судовых валопроводов.

Известно устройство для контроля искривления оси валопровода, содержащее прибор, например индикатор часового типа.

Устройство выполнено в виде двух разъемных дисков, устанавливаемых на контролируемом участке валопровода и снабженных контрольными торцами, размещенными один напротив другого, между которыми устанавливается прибор, имеющий две измерительные ножки, упирающиеся в эти торцы.

Недостатками этого устройства является следующее:

болты крепления дисков расположены не на оси симметрии площади контакта дисков с валом;

база установки каждого диска очень развита и по этой причине также не представляется возможным объективно оценить длину подконтрольного участка вала, необходимую для расчета величины упругого изгиба вала в районе производимого замера.

Наиболее близким к изобретению является устройство для измерения упругого изгиба вала, содержащее две стрелы, установленные на соответствующих разъемных кольцах, закрепленных болтами на валу, и индикатор часового типа с измерительным штоком, причем одна из стрел выполнена со сквозным отверстием, в которое с внешней стороны стрелы установлен индикатор с возможностью взаимодействия его измерительного штока с другой стрелой.

Известное устройство не может быть использовано для количественной оценки упругого изгиба вала, собранного с другими валами, по причине недопустимо большой величины ширины контакта элементов устройства с валом, а следовательно, отсутствия возможности объективно оценить длину подконтрольного участка вала, необходимую для расчета величины упругого изгиба вала в районе производимого замера.

Целью изобретения является измерение с помощью простого устройства величины упругого изгиба вала на подконтрольном участке определенной длины с погрешностью не более 5%.

Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве для измерения упругого изгиба вала каждое разъемное кольцо выполнено с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия, причем ширина контактного пояска, образованная фасками, составляет не более 5% длины подконтрольного участка вала, заключенного между осями симметрии контактных поясков разъемных колец.

Кроме того, болты, крепящие разъемные кольца на валу, совмещены своими осями симметрии с осями симметрии площадей контакта колец с валом.

На фиг. 1 изображено устройство для измерения упругого изгиба вала; на фиг. 2 - крепление разъемных колец устройства на валу.

Устройство выполнено в виде двух разъемных колец 1 с закрепленными на них, например, с помощью сварки стрелами 2 и 3 (по одной стреле на каждом кольце). С целью обеспечения возможности установки этого устройства в непосредственной близости от подшипника 4 валопровода стрела 2, расположенная со стороны подшипника 4, выполнена с изгибом в сторону от подшипника для исключения помехи корпуса 5 подшипника проворачиванию вала с устройством.

Разъемные кольца со стрелами установлены на подконтрольном участке вала и закреплены при помощи стяжных болтов 6. С внешней стороны стрелы 3 в ее отверстии установлен измерительный прибор, например индикатор 7 часового типа, имеющий один измерительный шток 8. Индикатор 7 закреплен на стреле 3 с помощью винта 9. При этом индикатор 7 измерительным штоком 8 введен в контакт со стрелой 2.

Каждое разъемное кольцо 1 выполнено с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия. Ширина контактного пояска, образованная фасками, составляет не более 5% длины подконтрольного участка вала, заключенного между осями симметрии контактных поясков разъемных колец. Болты 6 совмещены своими осями симметрии с осями симметрии площадей контакта колец с валом.

Вращая валопровод в опорах (подшипниках), по показаниям индикатора 7 в моменты, когда индикатор находится в положениях вверху, справа, внизу и слева, определяют величину изгиба вала на контролируемом участке.

Класс B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах

система распределения энергии и приведения в движение судна -  патент 2487048 (10.07.2013)
подшипник гребного вала крупнотоннажных морских судов -  патент 2385256 (27.03.2010)
переборочный сальник судового валопровода -  патент 2373106 (20.11.2009)
уплотнение гребного вала -  патент 2368535 (27.09.2009)
способ съема судовых винтов -  патент 2284946 (10.10.2006)
способ монтажа судового валопровода -  патент 2092380 (10.10.1997)
корабельная энергетическая установка -  патент 2092379 (10.10.1997)
узел соединения облицовки с гребным валом -  патент 2086466 (10.08.1997)
упорный подшипник для концентричных гребных валов противоположного вращения -  патент 2077453 (20.04.1997)
судовая гребная установка -  патент 2074556 (27.02.1997)

Класс G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором

устройство для контроля размеров цилиндрических деталей -  патент 2359219 (20.06.2009)
устройство контроля высоты -  патент 2359218 (20.06.2009)
способ диагностики состояния клапана второй ступени гидравлической стойки двойной раздвижности равного сопротивления и устройство для его осуществления -  патент 2330236 (27.07.2008)
способ контроля соосности отверстий в дне и на стенке оболочек, расположенных под углами 90 и более градусов, и устройство универсальное для контроля -  патент 2290598 (27.12.2006)
индикатор -  патент 2187069 (10.08.2002)
контрольное устройство -  патент 2165593 (20.04.2001)
устройство для измерения износа и биения контактных колец автотракторных генераторов -  патент 2163349 (20.02.2001)
устройство для контроля диаметральных размеров внутренних канавок под уплотнительные кольца, манжеты, сальники -  патент 2097682 (27.11.1997)
индикатор часового типа -  патент 2060450 (20.05.1996)
Наверх