устройство для измерения упругого изгиба вала
Классы МПК: | B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором |
Автор(ы): | Телков Б.А. |
Патентообладатель(и): | Центральное конструкторское бюро Департамента речного транспорта Министерства транспорта в г.Астрахани |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-01-22 публикация патента:
30.10.1994 |
Использование: судостроение, оборудование для центровки судовых валопроводов. Сущность изобретения: устройство содержит измерительный прибор, например индикатор 7 часового типа, две стрелы 2 и 3, закрепленные на разъемных кольцах 1. Стрела 3 выполнена со сквозным отверстием, в которое с внешней стороны установлен индикатор 7 с одним измерительным штоком 8. Два разъемных кольца 1 выполнены с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия, обеспечивающими ширину контактного пояска этих колец с валом, составляющую не более 5% длины подконтрольного участка, заключенного между осями симметрии контактных поясков разъемных колец 1. Оси симметрии болтов, крепящих разъемные кольца 1 на валу, совмещены с осями симметрии площадей контакта колец 1 с валом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УПРУГОГО ИЗГИБА ВАЛА, содержащее две стрелы, установленные на соответствующих разъемных кольцах, закрепленных болтами на упомянутом валу, и индикатор часового типа с измерительным штоком, причем одна из стрел выполнена со сквозным отверстием, в которое с внешней стороны стрелы установлен упомянутый индикатор с возможностью взаимодействия его измерительного штока с второй стрелой, отличающееся тем, что каждое разъемное кольцо выполнено с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия, причем ширина контактного пояска, образованного упомянутыми фасками, составляет не более 5% от длины подконтрольного участка вала, заключенного между осями симметрии контактных поясков этих разъемных колец. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что болты, крепящие разъемные кольца на валу, совмещены своими осями симметрии с осями симметрии площадей контакта колец с валом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию для центровки судовых валопроводов. Известно устройство для контроля искривления оси валопровода, содержащее прибор, например индикатор часового типа. Устройство выполнено в виде двух разъемных дисков, устанавливаемых на контролируемом участке валопровода и снабженных контрольными торцами, размещенными один напротив другого, между которыми устанавливается прибор, имеющий две измерительные ножки, упирающиеся в эти торцы. Недостатками этого устройства является следующее:болты крепления дисков расположены не на оси симметрии площади контакта дисков с валом;
база установки каждого диска очень развита и по этой причине также не представляется возможным объективно оценить длину подконтрольного участка вала, необходимую для расчета величины упругого изгиба вала в районе производимого замера. Наиболее близким к изобретению является устройство для измерения упругого изгиба вала, содержащее две стрелы, установленные на соответствующих разъемных кольцах, закрепленных болтами на валу, и индикатор часового типа с измерительным штоком, причем одна из стрел выполнена со сквозным отверстием, в которое с внешней стороны стрелы установлен индикатор с возможностью взаимодействия его измерительного штока с другой стрелой. Известное устройство не может быть использовано для количественной оценки упругого изгиба вала, собранного с другими валами, по причине недопустимо большой величины ширины контакта элементов устройства с валом, а следовательно, отсутствия возможности объективно оценить длину подконтрольного участка вала, необходимую для расчета величины упругого изгиба вала в районе производимого замера. Целью изобретения является измерение с помощью простого устройства величины упругого изгиба вала на подконтрольном участке определенной длины с погрешностью не более 5%. Сущность изобретения заключается в том, что в устройстве для измерения упругого изгиба вала каждое разъемное кольцо выполнено с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия, причем ширина контактного пояска, образованная фасками, составляет не более 5% длины подконтрольного участка вала, заключенного между осями симметрии контактных поясков разъемных колец. Кроме того, болты, крепящие разъемные кольца на валу, совмещены своими осями симметрии с осями симметрии площадей контакта колец с валом. На фиг. 1 изображено устройство для измерения упругого изгиба вала; на фиг. 2 - крепление разъемных колец устройства на валу. Устройство выполнено в виде двух разъемных колец 1 с закрепленными на них, например, с помощью сварки стрелами 2 и 3 (по одной стреле на каждом кольце). С целью обеспечения возможности установки этого устройства в непосредственной близости от подшипника 4 валопровода стрела 2, расположенная со стороны подшипника 4, выполнена с изгибом в сторону от подшипника для исключения помехи корпуса 5 подшипника проворачиванию вала с устройством. Разъемные кольца со стрелами установлены на подконтрольном участке вала и закреплены при помощи стяжных болтов 6. С внешней стороны стрелы 3 в ее отверстии установлен измерительный прибор, например индикатор 7 часового типа, имеющий один измерительный шток 8. Индикатор 7 закреплен на стреле 3 с помощью винта 9. При этом индикатор 7 измерительным штоком 8 введен в контакт со стрелой 2. Каждое разъемное кольцо 1 выполнено с симметрично расположенными фасками на внутренней поверхности центрального отверстия. Ширина контактного пояска, образованная фасками, составляет не более 5% длины подконтрольного участка вала, заключенного между осями симметрии контактных поясков разъемных колец. Болты 6 совмещены своими осями симметрии с осями симметрии площадей контакта колец с валом. Вращая валопровод в опорах (подшипниках), по показаниям индикатора 7 в моменты, когда индикатор находится в положениях вверху, справа, внизу и слева, определяют величину изгиба вала на контролируемом участке.
Класс B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах
Класс G01B3/22 индикаторы и другие стрелочные приборы для измерения линейных размеров, например калибры с индикатором