раздаточная коробка фронтального погрузчика

Классы МПК:B60K17/344 с зубчатой передачей
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Амкодор" (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
1992-05-06
публикация патента:

Использование: в трансмиссии транспортных, строительных, дорожных, коммунальных машин. Сущность изобретения: раздаточная коробка содержит приводной вал 5, выходной вал 12 с зубчатой полумуфтой 15, жестко закрепленной на валу 12, шестерни 20, 21 рабочего и транспортного диапазонов, установленные на валу 12 на подшипниках 13, 14, зубчатую четырехпозиционную каретку 22 с зубчатым венцом 23. Каретка в одной позиции соединяет выходной вал 12 с шестерней 20 рабочего диапазона, во второй - с шестерней 21 транспортного диапазона, в третьей разъединяет обе шестерни с выходным валом, обеспечивая нейтральную позицию, в четвертой каретка 22 соединяет обе шестерни 20, 21 выходным валом 12, обеспечивая работу стояночного тормоза. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА, содержащая приводной вал, выходной вал с установленными на нем неподвижно зубчатой полумуфтой и с установленными на подшипниках шестернями привода рабочего и транспортного диапазонов, снабженными зубчатыми венцами, зубчатую каретку, установленную на полумуфте посредством шлицевого соединения с возможностью взаимодействия с зубчатыми венцами шестерен диапазонов, отличающаяся тем, что зубчатая каретка выполнена четырехпозиционной, при этом в одной позиции коробка соединяет выходной вал с шестерней рабочего диапазона, во второй - с шестерней транспортного диапазона, в третьей разъединяет шестерни диапазонов с выходным валом, а в четвертой позиции соединяет обе шестерни диапазонов с выходным валом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трансмиссии транспортных, строительных, дорожных, коммунальных машин. Это изобретение может использоваться на фронтальных погрузчиках, в которых при широком диапазоне величин тягового усилия и скоростей используются, например, два диапазона передач.

На рабочем диапазоне скоростей, который характерен большими тяговыми усилиями и скоростями движения в 3...4 раза меньшими, чем максимальная транспортная скорость производится разработка материала и его перевозка к месту разгрузки.

Транспортный диапазон скоростей погрузчика необходим для движения с порожним ковшом, например при переездах с одного объекта работы к другому. Транспортный диапазон движения характерен меньшими тяговыми усилиями на колесах погрузчика с большими скоростями движения.

Известна трансмиссия фронтального погрузчика по а.с. N 1541084, кл. В 60 К 17/344 1988. "Раздаточная коробка фронтального погрузчика".

Недостатком этой раздаточной коробки с гидрообъемным приводом является наличие фрикционных, гидроуправляемых муфт для переключения с рабочего на транспортный диапазон, что значительно усложняет трансмиссию.

Известна (наиболее близкое техническое решение к предлагаемому) трансмиссия фронтального погрузчика, в которой установлено наряду с фрикционными муфтами переключения передач также и механическое переключение диапазонов между шестернями установлена зубчатая каретка, включающая транспортный или рабочий диапазоны (см. "Управление передачами, реверсом, диапазонами..."). Наряду с переключением диапазонов на коробке устанавливается фрикционный стояночный тормоз с его рычажным механизмом управления.

Наличие фрикционного стояночного с изнашивающимися накладками тормоза кроме затрат времени на регулировку зазоров между диском и накладками требует также периодическую замену фрикционных накладок при эксплуатации погрузчика. Недостатком такой конструкции является ее сложность и повышенные затраты как при изготовлении так и при эксплуатации такой трансмиссии.

Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и уменьшение эксплуатационных затрат.

Цель достигается тем, что зубчатая каретка переключения диапазонов выполнена четырехпозиционной - в одной позиции выходной вал раздаточной коробки соединен с шестерней рабочего диапазона, во второй - с шестерней транспортного диапазона, в третьей не соединен с шестернями диапазонов (нейтраль), в четвертой позиции выходной вал соединен с обеими шестернями диапазонов (стояночный тормоз).

На фиг. 1 представлена раздаточная коробка, разрез в плоскости осей приводного и выходного вала, в позиции зубчатой каретки "нейтраль"; на фиг. 2 - 4 соответственно позиции зубчатой каретки: стояночный тормоз, транспортный диапазон, рабочий диапазон.

Раздаточная коробка (см. фиг. 1) состоит из корпуса 1, к которому закреплены гидродвигатели 2, 3. На валу гидродвигателя 2 неподвижно установлена шестерня 4, на валу гидродвигателя 3 неподвижно установлен приводной вал 5 с шестернями 6 и 7 привода рабочего и транспортного диапазонов соответственно. Второй опорой вала 5 является подшипник 8, установленный в корпусе 1. Посредством шпильки 9, гайки 10 и шайбы 11 внутреннее кольцо подшипника 8 неподвижно зафиксировано на валу 5. Выходной вал 12 установлен в корпусе 1 на подшипниках 13, 14. На валу 12 неподвижно установлена зубчатая полумуфта 15, фланцы 16, 17 и подшипники 18, 19, на которых соответственно установлены шестерня 20 (находящаяся в зацеплении с шестернями 4 и 6) рабочего диапазона и шестерня 21 (находящаяся в зацеплении с шестерней 7) транспортного диапазона. На зубчатой полумуфте 15 посредством шлицевого соединения установлена зубчатая каретка 22 с зубчатым венцом 23. На каретке 22 установлен рычаг 24 для передвижения каретки в необходимую позицию. Шестерни 20, 21 снабжены соответственно зубчатыми венцами 25 и 26 для взаимодействия с кареткой 22.

Раздаточная коробка работает следующим образом.

Режим 1 - "нейтраль" (см. фиг. 1). В этом режиме вращение от вала гидродвигателя 2 шестерней 4 и от вала гидродвигателя 3 шестерней 6 передается на шестерню 20 рабочего диапазона и валом 5 с шестерней 7 - на шестерню 21 транспортного диапазона (шестерни 20 и 21 вращаются независимо от режима, приводимые гидродвигателями 2 и 3). Поскольку зубчатые венцы 25 и 26 не соединены с кареткой 22, то шестерни 20 и 21 не передают вращение на выходной вал 12 от гидродвигателей 2 и 3. Таким образом осуществляется нейтраль, т. е. выходной вал отсоединен в раздаточной коробке от валов гидродвигателей.

Режим 2 - "Стояночный тормоз" (см. фиг. 2). В этом режиме каретка 22 установлена в позицию, которая обеспечивает неподвижное соединение зубчатых венцов 25 и 26 с полумуфтой 15 выходного вала 12 посредством каретки 22. Благодаря этому шестерни диапазонов 20 и 21 неподвижно соединены с выходным валом 12, вращение которого исключено. Этим обеспечивается режим стояночного тормоза.

Режим 3 - "Транспортный диапазон" (см. фиг. 3). В этом режиме каретка 22 установлена в позицию, которая обеспечивает неподвижное соединение зубчатого венца 26 шестерни 21 транспортного диапазона с полумуфтой 15 выходного вала 12. При этом шестерня 20 свободно вращается на подшипниках 18, так как ее зубчатый венец 25 не соединен с зубчатым венцом 23 каретки. В этом режиме вращение от гидродвигателей передается выходному валу 12 с большой скоростью - это и есть транспортный режим.

Режим 4 - "Рабочий диапазон" (см. фиг. 4). В этом режиме каретка 22 установлена в позицию, которая обеспечивает неподвижное соединение зубчатого венца 25 шестерни 20 рабочего диапазона с полумуфтой 15 выходного вала 12. В этом режиме вращение валов гидродвигателей 2 и 3 передается выходному валу с меньшей (по сравнению с транспортной) скоростью, но с большим крутящим моментом. Это и есть рабочий режим движения. При этом шестерня 26 транспортного диапазона вращается свободно, так как зубчатый венец 26 не находится в зацеплении с кареткой 22.

Таким образом четырехпозиционное переключение диапазонов выполняет функции еще и стояночного тормоза. Отпадает необходимость в наличии фрикционного тормоза с его управлением из кабины, что упрощает конструкцию и уменьшает стоимость эксплуатационных затрат.

Наверх