рулевое устройство
Классы МПК: | B63H25/08 рулевые устройства B63H25/38 рули |
Автор(ы): | Загорулько Лев Константинович, Малышев Михаил Иванович |
Патентообладатель(и): | Загорулько Лев Константинович, Малышев Михаил Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-03-16 публикация патента:
15.11.1994 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: в кормовой части судна в нише 2 или на транце симметрично относительно его диаметральной плоскости устанавливаются по меньшей мере одна пара рулей 1, выполненных в виде крыла, соединенного с приводом его вертикального перемещения и имеющего несимметричный профиль в сечениях с фиксированными установочными углами атаки. Выпуклой поверхностью рули 1 обращены друг к другу. В нерабочем положении рули 1 убраны в нише 2 или за транец так, чтобы не создавать сопротивление движению судна. При необходимости совершения маневра по команде с поста управления 6 рулями сигнал поступает в систему управления. Исполнительный механизм, в частности гидропривод, выдвигает руль 1 в поток за пределы днища с того борта, на который нужно осуществить поворот. Величина выдвига руля 1 зависит от скорости хода судна и характера маневра. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее по меньшей мере одну пару рулей, расположенных в кормовой части судна симметрично относительно его диаметральной плоскости, каждый из которых выполнен с приводом его вертикального перемещения, отличающееся тем, что каждый руль выполнен в виде крыла, имеющего несимметричный профиль в поперечных сечениях, причем рули обращены друг к другу выпуклыми поверхностями профилей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовому устройству, обеспечивающему управляемость (маневренность) судна. Известно рулевое устройство, которое включает в себя перо руля, опору, баллер, верхний и нижний подшипники, рулевую машину, рулевой привод, привод управления, пост управления [1]. Недостатками данного устройства являются:1. Руль с узлом крепления к баллеру и опорой выступают за днище и создают сопротивление движению пропорциональное площади руля и квадрату скорости хода. 2. Геометрические размеры руля и профилировка в сечениях по длине (размаху) неоптимальны для широкого диапазона скоростей хода. Коэффициент подъемной силы руля достигает максимальных значений при больших углах отклонения ( 30-40о), что увеличивает время перекладки руля с борта на борт. 3. Размеры элементов рулевого устройства не позволяют компактно размещать их в отсеке, производить осмотр и ремонт руля, опоры, соединения с баллером без докования. 4. В составе рулевого устройства имеется большое число подвижных (вращающихся) элементов, что увеличивает вероятность отказа при эксплуатации. Наиболее близким аналогом является рулевое устройство, содержащее по меньшей мере, одну пару рулей, расположенных в кормовой части судна симметрично относительно его диаметральной плоскости, каждый из которых выполнен с приводом его вертикального перемещения [2]. Недостатком его является то, что профилировка рулей в сечениях по длине неоптимальны для широкого диапазона скоростей хода. Коэффициент подъемной силы на рулях с двояковыпуклыми профилями достигает максимальных значений при больших углах перекладки (30о - 40о), что увеличивает время их перекладки. Технический результат изобретения достигается тем, что в известном рулевом устройстве каждый из рулей выполнен в виде крыла, имеющего несимметричный профиль в поперечных сечениях, причем рули обращены друг к другу своими выпуклыми поверхностями профилей. На фиг.1 изображено рулевое устройство; на фиг.2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1; на фиг. 5 - расположение рулей в нише корпуса судна; на фиг.6 - расположение рулей вне корпуса судна. Рулевое устройство состоит из руля 1, размещаемого своим корпусом к нише 2, а штоком к рулю 1, системы гидравлики 4, соединенной с гидроцилиндром 3, трубопроводами 5, системы и поста управления 6. Руль 1 соединен со штоком гидроцилиндра 3 посредством конструктивного узла 7, передающего гидродинамическую нагрузку от руля 1 на корпус ниши 2 через опорные подшипники 8. Ограничение вертикальных перемещений конструктивного узла 7 с рулем 1 осуществляется верхним и нижним ограничи- телями 9. Стопорение руля в крайнем положении верхнем (при длительных стоянках, доковании и т.д.) осуществляется стопором 10. Конструктивное исполнение узла 7, подшипников 8, ограничителей 9, стопора 10, системы управления рулевым устройством 6, гидроцилиндра 3 не является предметом настоящего изобретения. Рулевое устройство работает следующим образом. Для выполнения маневра судном (например, влево) с поста управления 6 подается команда в систему управления гидравлики 4, соединенную с исполнительным механизмом - гидроцилиндром 3 левого борта трубопроводом 5, на выдвижение руля левого борта 1. Под давлением гидрожидкости в гидроцилиндре 3 шток проходит в движение, передавая усилие на конструктивный узел 7, который скользя по подшипникам 8, выдвигает руль 1 из ниши 2 в гидропоток за пределы днища. Поток воды воздействует на руль 1, установленный под фиксированным углом атаки, в результате чего на нем возникает гидродинамическая сила, значение которой зависит от величины выдвижения руля в поток. Чем больше выдвинут руль 1 в поток, тем больше величина гидродинамической силы возникает на нем и следовательно, тем больше момент, поворачивающий судно. Гидродинамическая сила руля 1 передается через конструктивный узел 7 и подшипники 8 на корпус ниши 2, чем и обеспечивается выполнение заданного маневра судна. По окончании маневра (изменения курса на заданный угол в требуемую сторону) с поста управления 6 дается команда на втягивание руля 1 в исходное положение внутрь ниши 2. Система управления передает команду в систему гидравлики 4, в результате чего давление под штоком гидроцилиндра 3 увеличивается, а над штоком уменьшается. Шток втягивается в гидроцилиндр 3, увлекая за собой конструктивный узел 7 и руль 1 в нишу. При достижении крайнего верхнего положения конструктивный узел 7 упрется в ограничитель 9 верхнего положения и останавливается. В процессе втягивания руля 1 из-за изменения его площади уменьшается гидродинамическая сила на руле и при полном втягивании в нишу 2 она становится равной нулю. При необходимости удержания судна на прямом курсе в условиях ветро-волновых возмущений (рыскания) рулевой поочередно подается команды с поста управления 6 на выдвижение и втягивание рулей то правого, то левого борта, тем самым управляет судном. По окончании рейса после швартовки к причалу рули убираются в крайнее верхнее положение и стопорятся стопором 10, что позволяет производить осмотр и ремонт гидросистемы 4 со снятием давления в гидроцилиндре 3. Рули могут быть размещены внутри корпуса (в нише) или за транцем. В поднятом положении рули не выступают за днище и не создают сопротивление движению. На быстроходных судах для исключения повышения давления в нише от воздействия гидродинамического напора перед вырезом для ниши на днище может быть установлен небольшой реданчик. Расположение профиля рулей относительно диаметральной плоскости имеет особое значение для повышения эффектив- ности использования гидродинамических сил и создания момента, поворачивающего судно. Рекомендуется установка рулей выпуклой стороной профиля вовнутрь, в сторону диаметральной плоскости судна. Это обеспечивает использование силы сопротивления (Х) руля для создания дополнительного момента ( Мвр) вращения судна Мвр=Х ly, который увеличивает суммарный вращающий момент (Мвр) от подъемной силы (Y) на руле
Мвр = Y lx + Mвр, где lx, ly - плечи сил Y и Х соответственно, относительно центра тяжести судна.
Класс B63H25/08 рулевые устройства
движительно-рулевая колонка - патент 2489310 (10.08.2013) | |
рулевое устройство для маломерного судна - патент 2327598 (27.06.2008) | |
рулевое устройство для малогабаритного судна - патент 2276648 (20.05.2006) | |
гидродинамическое крыло (варианты) - патент 2270128 (20.02.2006) | |
рулевое устройство - патент 2238216 (20.10.2004) | |
рулевое устройство двухвального судна - патент 2174480 (10.10.2001) | |
рулевое устройство парусного судна - патент 2156716 (27.09.2000) | |
рулевое устройство для аморфной среды - патент 2143378 (27.12.1999) | |
рулевое устройство судна - патент 2130856 (27.05.1999) | |
мелкосидящее судно - патент 2103195 (27.01.1998) |
движительное и рулевое устройство для судна - патент 2390464 (27.05.2010) | |
рулевое устройство для малогабаритного судна - патент 2276648 (20.05.2006) | |
активный руль судна - патент 2207297 (27.06.2003) | |
элемент управления транспортным средством для аморфной среды - патент 2162046 (20.01.2001) | |
рулевое устройство для аморфной среды - патент 2143378 (27.12.1999) | |
рулевое устройство судна - патент 2130856 (27.05.1999) | |
судовой руль - патент 2090443 (20.09.1997) | |
одновинтовое судно - патент 2060196 (20.05.1996) | |
одновинтовое судно - патент 2055776 (10.03.1996) | |
одновинтовое судно - патент 2042572 (27.08.1995) |