шасси летательного аппарата
Классы МПК: | B64C25/52 лыжи или полозья |
Автор(ы): | Горшков В.К., Евсеев М.Л., Ковалевский В.А., Савичев В.А., Туполев А.А., Гуреева О.И. |
Патентообладатель(и): | Авиационный научно-технический комплекс им.А.Н.Туполева |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-18 публикация патента:
15.11.1994 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов. Цель: повышение безопасности посадки путем самоориентации опорно-тормозного элемента в направлении его наименьшего сопротивления движению. Шасси летательного аппарата содержит рычаг 1, один конец которого закреплен на силовом элементе 2 летательного аппарата, опорно-тормозной элемент выполнен в виде опорной тарели 3, закрепленной на сферическом шарнире 4 на другом конце рычага 1. Форма в плане опорной тарели 3 может быть круглой, четырехугольной, в том числе и с криволинейными гранями. 1 з.п.ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее рычаг, один конец которого закреплен на силовом элементе летательного аппарата, а на другом конце рычага закреплен опорно-тормозной элемент, с целью повышения безопасности посадки путем самоориентации опорно-тормозного элемента в направлении его наименьшего сопротивления движению, опорно-тормозной элемент выполнен в виде тарели, соединенной сферическим шарниром с вторым концом рычага, в плане тарель имеет вид многоугольника с числом сторон не более четырех, причем кромки тарели совпадают со сторонами правильного многоугольника. 2. Шасси по п.1, отличающееся тем, что каждая из кромок тарели выполнена криволинейной и симметричной относительно перпендикуляра к середине соответствующей стороны правильного многоугольника.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиакосмической технике, а именно к взлетно-посадочным устройствам летательных аппаратов, совершающим посадку на парашюте на неподготовленную грунтовую поверхность. Известно лыжное шасси летательного аппарата, содержащее поворотные тормозные элементы, установленные на нижней поверхности лыжи с целью изменения сопротивления трения при движении по грунтовой поверхности. Недостатком известного шасси является увеличенное сопротивление движению, что может привести к увеличению посадочных перегрузок, опрокидыванию летательного аппарата и тем самым снижению безопасности. Целью изобретения является повышение безопасности посадки путем самоориентации опорно-тормозного элемента в направлении его наименьшего сопротивления движению. Это достигается тем, что шасси летательного аппарата содержит рычаг, один конец которого закреплен на силовом элементе летательного аппарата, и тарель, соединенную сферическим шарниром с вторым концом рычага, ось тарели соосна с осью сферического шарнира, причем опорная тарель в плане имеет вид многоугольника с числом сторон не более четырех, причем кромки тарели совпадают со сторонами правильного многоугольника, каждая из кромок тарели выполнена криволинейной и симметричной относительно перпендикуляра к середине соответствующей стороны правильного многоугольника. На фиг.1 изображено шасси летательного аппарата, общий вид; на фиг.2 - шасси с тарелью, имеющей ступенчатый профиль; на фиг.3 - схема срезания грунта при торможении на ровной поверхности; на фиг.4 - схема срезания грунта при наезде на выпуклую неровность поверхности; на фиг.5 - вид в плане на тарель, выполненную в виде правильного многогранника с числом граней, равным трем; на фиг.6 - вид в плане на тарель, выполненную с криволинейными гранями (или вогнутыми); на фиг.7 - вид в плане на тарель, выполненную в виде правильного многогранника с числом граней, равным четырем; на фиг.8 - вид в плане на тарель, выполненную в виде правильного четырехгранника с криволинейными гранями. Шасси летательного аппарата содержит рычаг 1, один конец которого закреплен на силовом элементе 2 летательного аппарата и опорную тарель 3, закрепленную на сферическом шарнире 4 на другом конце рычага 1. Тарель в плане может быть выполнена круглой 5, треугольной 6, четырехугольной 7, в том числе и с криволинейными гранями 8, 9. Шасси летательного аппарата работает следующим образом. При посадке летательного аппарата на неподготовленную грунтовую поверхность, опорная тарель под действием силы веса летательного аппарата заглубляется и врезается в поверхностную часть грунта и при скольжении срезает ее. Тарель, имеющая в плане форму правильного многоугольника, устойчиво ориентируется в направлении ее наименьшего сопротивления. При этом сопротивление уменьшается на 20-25% по сравнению с круглой тарелью.Класс B64C25/52 лыжи или полозья