монтажный домкрат
Классы МПК: | B66F5/00 Передвижные домкраты гаражного типа, смонтированные на лесах или роликах |
Автор(ы): | Ковальский В.А. |
Патентообладатель(и): | Ковальский Вадим Адольфович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-07-18 публикация патента:
15.11.1994 |
Использование: в подъемно-транспортном машиностроении преимущественно при монтаже-демонтаже горизонтальных червячных машин. Сущность изобретения: монтажный домкрат содержит грузонесущий элемент, установленный в вертикальных, жестко соединенных между собой направляющих. Указанный элемент установлен с возможностью поступательного перемещения приводным клиновым механизмом. В нижней части грузонесущего элемента установлены катки. Направляющие и указанный элемент выполнены в виде кольцеобразных дисков. Привод клинового механизма выполнен винтовым и его винт установлен в соосных отверстиях дисков направляющих. Между дисками направляющих и грузонесущим элементом параллельно направлению его перемещения установлены пружины сжатия. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. МОНТАЖНЫЙ ДОМКРАТ, содержащий грузонесущий элемент, установленный в вертикальных жестко соединенных между собой направляющих с возможностью возвратно-поступательного перемещения приводным клиновым механизмом, отличающийся тем, что он снабжен катками, установленными в нижней части грузонесущего элемента, а последний и указанные направляющие выполнены в виде кольцеобразных дисков. 2. Домкрат по п. 1, отличающийся тем, что привод клинового механизма выполнен винтовым, винт которого установлен в соосных отверстиях дисков направляющих. 3. Домкрат по п.1, отличающийся тем, что между дисками направляющих и грузонесущим элементом параллельно направлению его перемещения установлены пружины сжатия.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано преимущественно при монтаже-демонтаже валов горизонтальных червячных машин. Известно грузоподъемное устройство, принятое в качестве прототипа, содержащее основной домкрат, смонтированный на колесном ходу, и дополнительный домкрат, снабженный катками и средством вертикального перемещения вала. Применение этого устройства позволяет повысить точность установки монтируемого ротора соосно корпусу горизонтального реактора. Недостатком известного грузоподъемного устройства является то, что оно по своим конструктивным особенностям может быть применено только для монтажа-демонтажа валов горизонтальных реакторов, имеющих достаточно большое пространство внутри корпуса, позволяющее осуществлять необходимые манипуляции по регулировке упомянутого устройства. Для монтажа-демонтажа валов горизонтальных машин, отличительной особенностью которых являются небольшие размеры кольцевой полости между внутренним диаметром корпуса и наружным диаметром контролируемого ротора, применение известной конструкции не представляется возможным. Например, для монтажа-демонтажа валов горизонтальных червячных машин известное грузоподъемное устройство применено быть не может, ввиду того, что невозможно разместить в кольцевой полости дополнительный домкрат из-за его громоздкости и необходимости проведения работ внутри корпуса. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей грузоподъемного устройства применительно к монтажу червячных машин. Указанная цель достигается тем, что в грузоподъемном устройстве, содержащем основной домкрат, установленный на направляющих и опорах качения, и дополнительный домкрат, снабженный катками и средством вертикального перемещения вала, согласно изобретению дополнительный домкрат выполнен в виде пакета из трех кольцеобразных дисков, наружные из которых жестко связаны между собой распорками, а внутренний установлен между ними с возможностью возвратно-поступательного движения, при этом средство вертикального перемещения вала выполнено в виде винто-клинового механизма, кинематически связывающего упомянутые диски. Целесообразно также винт винто-клинового механизма установить в соосных отверстиях наружных дисков, а его клиновидный ползун - в наклонном пазу внутреннего диска. Кроме того, целесообразно установить несущие катки в нижней половине внутреннего диска, а между внутренним и наружными дисками параллельно их плоскости контакта вертикально и враспор разместить пружины сжатия. Сравнение предлагаемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие их критерию "новизна". При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие предлагаемое изобретение от прототипа, не были выявлены и потому они обеспечивают предлагаемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия". Выполнение дополнительного домкрата в виде пакета кольцеобразных дисков, внутренний из которых перемещается относительно наружных при помощи винто-клинового механизма, позволяет размещать дополнительный домкрат на монтируемом валу, перемещаться по нему при помощи катков и несущих катков без усилий, а также за счет вращения винта винто-клинового механизма фиксировать домкрат в нужном месте вала для последующего его монтажа в корпус машины. Благодаря компактности дополнительного домкрата грузоподъемное устройство применимо как для монтажа роторов горизонтальных реакторов с большой кольцевой полостью, так и для монтажа червячного вала в горизонтальной червячной машине, где кольцевая полость небольших размеров. На фиг. 1 представлена схема установки основного и дополнительного домкратов перед вводом ротора в корпус машины; на фиг. 2 - то же, с дополнительным домкратом, введенным в загрузочную часть корпуса; на фиг. 3 - то же, с ротором, введенным до его рабочего положения относительно корпуса (в осевом направлении) и перед удалением дополнительного и осевого домкратов; на фиг. 4 - вид с торца на дополнительный домкрат с частичным разрезом по внутреннему диску; на фиг. 5 - вид по стрелке А на фиг. 4 на дополнительный домкрат с частичными разрезами по клино-винтовому механизму и распоркам; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 8 - разрез Г-Г на фиг. 6. Грузоподъемное устройство состоит из основного 1 и дополнительного 2 домкратов. Домкрат 1 на опорах качения 3 устанавливается на направляющей 4, расположенной параллельно оси корпуса червячной машины и в одной с этой осью вертикальной плоскости. Устройство основного домкрата общеизвестно и очевидно из приведенного рисунка. Дополнительный домкрат 2 состоит из пакета трех кольцеобразных дисков: двух наружных 5, жестко связанных между собой распорками 6, а также внутреннего 7, который имеет возможность перемещаться в вертикальном направлении в пределах длины пазов 8. В верхней части пакета дисков расположен винто-клиновой механизм, состоящий из винта 9, установленного в соосных отверстиях наружных дисков 5, и клиновидного ползуна 10, расположенного в наклонном пазу внутреннего диска 7. В гнездах 11 внутреннего диска 7 установлены пружины 12, опирающиеся верхними концами во внутренний диск 7, а нижними - в распорки 6 наружных дисков. В фигурных пазах 13 наружных дисков 5 установлены катки 14 в подшипниках скольжения 15. В фигурных пазах 16 в нижней части внутреннего диска 7 на осях 17 установлены несущие катки 18. В левом крайнем положении ползуна 10, как показано на фиг. 4, внутренний диск 7 под действием пружин 12 занимает верхнее положение, соосное наружным дискам. Грузоподъемное устройство работает следующим образом. Для установки в корпус машины червячный ротор на подвесках основного домкрата 1 вывешивается соосно корпусу. На правый конец вала ротора устанавливается дополнительный домкрат 2 (фиг. 1). Последний легко перемещается по валу на малых катках 14 и может быть зафиксирован на валу в нужном осевом положении следующим образом. Вращением винта 9 ползун 10 перемещается слева направо (см. фиг. 5), отжимая внутренний диск 7 вниз. Перемещение диска 7 вниз продолжается до соприкосновения его с валом в верхней его точке (см. фиг. 4). При дальнейшем вращении винта 9 и движении ползуна 10 продолжается относительное перемещение наружных и внутренних дисков. Но, поскольку внутренний диск уже уперся в вал, то теперь происходит перемещение вверх наружных дисков 5 до соприкосновения их с валом в его нижней точке. При этом каретки 14 приподнимаются над валом. Таким образом, вал оказывается защемленным между внутренним диском (в верхней точке) и наружными дисками (в нижней точке), а дополнительный домкрат в целом - зафиксированным на валу. После этой операции конец червячного вала с зафиксированным на нем дополнительным домкратом вводится в корпус машины до положения, изображенного на фиг. 2. Ближняя к дополнительному домкрату подвеска основного домкрата 1 удаляется и домкрат 2 ложится несущими катками 18 на внутреннюю поверхность корпуса. Затем червячный вал на катках оставшейся подвески и катках 18 домкрата 2 вводится (вкатывается) в корпус машины до осевого положения в корпусе, соответствующего рабочему положению ротора, после чего вторая подвеска и дополнительный домкрат 2 удаляются (см. фиг. 3). Для удаления домкрата 2 вращением винта 9 в обратную сторону ползун 10 перемещается справа налево, а пружины 12 разжимают диски 5 и 7. При этом вначале наружные диски 5 опускаются вместе с валом вниз до касания витками червячного вала внутренней поверхности корпуса машины (червячный вал ложится на эту поверхность), наружные диски продолжают опускаться вниз до касания малыми катками 14 поверхности вала. После этого начинается перемещение внутреннего диска 7 в верхнее крайнее положение, несущие катки 18 отрываются от внутренней поверхности корпуса машины. Относительное расположение деталей домкрата 2 вновь оказывается таким, как изображено на фиг. 4, и домкрат 2 легко выкатывается по валу на катках 14 из корпуса машины и удаляется. После этого может производиться сборка торцовых крышек и подшипниковых опор червячного вала. При необходимости извлечения червячного вала из корпуса все операции повторяются в обратной последовательности. С учетом указанного размеры элементов дополнительного домкрата должны выбираться таким образом, чтобы диаметр описанной относительно оси вала окружности (по выступающим каткам 14) в положении, изображенном на фиг. 4, был меньше диаметра витков червячного вала, а диаметр описанной относительно оси вала окружности (по выступающим каткам 14) в положении домкрата 2, зафиксированном на валу, был равен диаметру внутренней поверхности корпуса червячной машины. При соблюдении этих двух условий червячный вал при введении его в корпус будет перемещаться соосно корпусу машины, а при извлечении домкрата 2 из корпуса (червячный вал уложен на внутреннюю поверхность корпуса) домкрат 2 будет беспрепятственно выкатываться на валу. Такое конструктивное выполнение грузоподъемного устройства позволяет: обеспечить точный монтаж ротора в цилиндрический корпус червячных машин; снизить металлоемкость устройства; повысить надежность фиксации устройства на монтируемом валу; снизить трудоемкость процесса сборки тяжелых роторов; повысить удобства монтажных работ и улучшить условия труда.Класс B66F5/00 Передвижные домкраты гаражного типа, смонтированные на лесах или роликах