Головное специальное конструкторское бюро по ремонтным мастерским и кузовам
Приоритеты:
подача заявки: 1991-02-11
публикация патента: 30.11.1994
Использование: транспортное машиностроение. Сущность изобретения: транспортное средство содержит кузов, разделенный перегородкой 2 на вспомогательной 3 и грузовой 4 отсеки. На передней стенке кузова закреплено устройство для охлаждения наружного воздуха. Во вспомогательном отсеке 3 установлены увлажнитель 7, водяной бак 8 с насосом 9 и системой трубопроводов, вентилятор 11. Устройство для охлаждения содержит корпус 12, воздухозаборник с жалюзями 14, осевой вентилятор 15, фильтр 16, теплообменную насадку 17 и регулирующую заслонку 18. В крышке кузова предусмотрены снабженные заслонками 20 отверстия 21 для удаления отработанного воздуха. Между устройством для охлаждения воздуха и крышей кабины размещен отопитель 22. Всасывающая полость отопителя 22 сообщена с грузовым отсеком 4 рециркуляционным воздуховодом 23. Между отопителем 22 и устройством для охлаждения воздуха размещены лючки 24. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.
1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПТИЦ, содержащее кузов с отверстиями в крыше, установленную внутри кузова и разделяющую его на вспомогательный и грузовой отсеки вертикальную перегородку с рециркуляционным окном в верхней части, воздухозаборное устройство с заслонкой, отопитель, вентилятор, установленный в окне в нижней части перегородки, отличающееся тем, что оно снабжено установленными во вспомогательном отсеке увлажнителем, емкостью для воды и системой, сообщающей эту емкость с увлажнителем, воздухозаборное устройство снабжено дополнительным вентилятором, фильтром и двухпоточной теплообменной насадкой, сообщенной полостью теплоносителя с упомянутой водяной системой, всасывающая сторона отопителя соединена с рециркуляционным окном перегородки, а нагнетательная сторона - с вспомогательным отсеком. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что воздухозаборное устройство выполнено в виде единого блока, содержащего корпус и смонтированные в нем последовательно по ходу воздуха заслонку, вентилятор, фильтр и теплообменную двухпоточную насадку установленного на передней стенке кузова и сообщенного с атмосферой и вспомогательным отсеком кузова. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что отопитель размещен на передней стенке кузова между воздухозаборным устройством и кабиной. 4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что на выходе одного из потоков теплообменной насадки установлена регулирующая заслонка, выполненная с возможностью направления потока в кузов или атмосферу. 5. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что в передней стенке кузова выполнен по меньшей мере один люк, сообщающий вспомогательный отсек с атмосферой, причем люк расположен между воздухозаборным устройством и отопителем.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам для перевозки молодняка птицы, а также яиц на инкубацию - грузов, для сохранности которых при транспортировке необходимо выдерживать строго заданные параметры температуры и влажности воздуха. Известно транспортное средство для перевозки птиц, содержащее кузов, установленные внутри кузова вентиляторы, отопитель, воздуховод для соединения отопителя с внутренней полостью кузова и воздухозаборник, при этом в верхней части кузова имеются отверстия для выхода воздуха из кузова [1]. Недостатком этого транспортного средства является то, что система подачи воздуха в кузове не обеспечивает стабильности температур по всему объему кузова, что приводит к увеличению температуры воздуха в верхней зоне за счет теплоотдачи от молодняка птицы. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является транспортное средство перевозки птиц, содержащее кузов, установленную в передней части внутреннюю вертикальную перегородку, разделяющую кузов на вспомогательный и грузовой отсеки, отопитель, рециркуляционный воздуховод для соединения последнего с внутренней полостью кузова, воздухозаборник с заслонкой и вентиляторы, установленные в нижней части перегородки [2]. В верхней части вертикальной перегородки размещены рециркуляционные отверстия. Отопитель размещен в передней части кузова под полом. В известном транспортном средстве предусмотрена вентиляция кузова без тепловлажностной обработки, что не обеспечивает нормируемые условия сохранности груза при движении и стоянке, а именно в теплый период года - температуру и относительную влажность воздуха, а в холодный и переходный периоды - относительную влажность. Наличие рециркуляционных отверстий в верхней части вертикальной перегородки при скорости движения транспортного средства более 50 км/ч может привести к поступлению наружного воздуха непосредственно в верхнюю часть кузова, так как динамический напор набегающего потока при этой скорости превышает напор вентиляторов, установленных в нижней части перегородки, вследствие чего может быть нарушена равномерность распределения температур в объеме кузова. Исключение этого фактора за счет положения заслонки, перекрывающей входное отверстие, может привести к подаче наружного воздуха в грузовой отсек в количестве, не соответствующем санитарной норме. Кроме того, упомянутое размещение отопителя и воздуховода создает поворот воздушного потока на 180о, что приводит к дополнительному повышению потребляемой мощности вентиляторов. Целью предлагаемого изобретения является обеспечение сохранности перевозимой птицы путем поддержания оптимальных параметров воздуха в кузове при движении и стоянке транспортного средства. Поставленная цель достигается тем, что транспортное средство для перевозки птиц, содержащее кузов с отверстиями в крыше, установленную внутри кузова и разделяющую его на вспомогательный и грузовой отсеки вертикальную перегородку с рециркуляционным окном в верхней части, воздухозаборное устройство с заслонкой, отопитель, вентилятор, установленный в окне в нижней части перегородки, снабжено установленными во вспомогательном отсеке увлажнителем, емкостью для воды и системой, сообщающей эту емкость с увлажнителем, воздухозаборное устройство снабжено дополнительным вентилятором, фильтром и двухпоточной теплообменной насадкой, сообщенной полостью теплоносителя с упомянутой водяной системой, всасывающая сторона отопителя соединена с рециркуляционным окном перегородки, а нагнетательная сторона сообщена с вспомогательным отсеком. Воздухозаборное устройство выполнено в виде единого блока, содержащего корпус и смонтированные в нем последовательно по ходу воздуха заслонку, вентилятор, фильтр и теплообменную насадку, установленного на передней стенке кузова и сообщенного с атмосферой и вспомогательным отсеком кузова. Кроме того, отопитель размещен на передней стенке кузова между воздухозаборным устройством и кабиной. На выходе одного из потоков теплообменной насадки установлена регулирующая заслонка, выполненная с возможностью направления потока в кузов или атмосферу. Кроме того, в передней стенке кузова выполнен по меньшей мере один люк, сообщающий вспомогательный отсек с атмосферой и расположенный между воздухозаборным устройством и отопителем. В транспортном средстве отличием от прототипа является то, что очищенный в фильтре наружный воздух после двухпоточной теплообменной насадки поступает в грузовой отсек с температурой существенно более низкой, чем вентилируемый без тепловлажностной обработки. Традиционные решения данной проблемы с применением парокомпрессионных кондиционеров затруднены в связи с ограниченной бортовой электрической мощностью. Предлагаемое решение позволяет за счет подмешивания отработанного потока (вспомогательного) к охлажденному потоку регулировать относительную влажность внутренней воздушной среды. В холодный и переходный периоды года также предусматривается регулировка относительной влажности и обеспечивается температурная равномерность потока во вспомогательном отсеке за счет предлагаемой аэродинамической схемы увлажнителей. Сочленение рециркуляционного воздуха непосредственно с всасывающим патрубком отопителя создает разрежение в верхней зоне грузового отсека, за счет чего улучшается циркуляция воздуха в кузове, и позволяет добиться равномерного температурного поля в зоне пребывания птиц. Двухступенчатая вентиляционная схема имеет ввиду сохранение подаваемого объема наружного воздуха при изменении скорости движения транспортного средства. На фиг. 1 изображен общий вид транспортного средства; на фиг. 2 - вспомогательный отсек транспортного средства, вид изнутри кузова; на фиг. 3 - кузов транспортного средства, вид сбоку. Транспортное средство содержит кузов 1, разделенный внутренней сплошной вертикальной перегородкой 2 на вспомогательный 3 и грузовой 4 отсеки. В грузовом отсеке размещены контейнеры 5 для установки на них коробов 6 с птицей. Во вспомогательном отсеке 3 установлены увлажнители 7, например два увлажнителя, водяной бак 8 с насосом 9 и системой трубопроводов 10, вентиляторы 11. На передней стенке кузова 1 закреплены устройства для охлаждения воздуха, например три устройства. Они содержат корпус 12, воздухозаборник 13 с жалюзями 14, осевой вентилятор 15, предназначенный для нагнетания наружного воздуха через фильтр 16, теплообменную насадку 17 и регулирующую заслонку 18. На верхней поверхности корпуса 12 устройства для охлаждения выполнено отверстие, над которым установлен обтекатель 19 воздуха. В крыше кузова 1 предусмотрены снабженные заслонки 20 отверстия 21 для удаления отработанного воздуха. В отверстия крыши могут быть установлены вентиляторы. Между устройством для охлаждения воздуха и крышей кабины размещен отопитель 22. Всасывающая полость отопителя 22 сообщена с грузовым отсеком 4 рециркуляционным воздуховодом 23, закрепленным в верхней части перегородки 2. Между отопителем 22 и устройством для охлаждения воздуха на передней стенке кузова размещены лючки 24. Поддержание микроклимата в кузове транспортного средства осуществляется следующим образом. В холодный и переходный периоды года воздух из грузового отсека 4 кузова 1 через рециркуляционный воздуховод 23 засасывается непосредственно в отопитель 22. Горячий воздух из отопителя поступает во вспомогательный отсек 3, где смешивается с наружным воздухом, поступающим через лючки 24. Увлажнители 7 регулируют (повышают) в холодный и переходный периоды года относительную влажность воздуха в грузовом отсеке 4 кузова 1. Воздух в увлажнители 7 поступает сверху, а нагнетается обратно во вспомогательный отсек 3 перпендикулярно движущемуся вниз основному потоку, что способствует его дополнительному перемешиванию. В теплый период года наружный воздух поступает через жалюзи 14 и после очистки в фильтре 16 нагнетается вентилятор 15 в двухпоточную теплообменную насадку 17, в которой воздух делится на два потока - основной и вспомогательный. Охлажденный основной поток воздуха поступает во вспомогательный отсек 3, откуда вентиляторами 11 подается в полость между полом кузова 1 и днищами контейнеров 5. По полостям, образованным между контейнерами 5 и стенками кузова 1, воздух поднимается к крыше кузова и, ассимилируя теплогазовлаговыделения от птицы, удаляется из кузова через отверстия 21 в крыше. В случае несоответствия значений влагосодержания воздуха в грузовом отсеке 4 заданным регулирующую заслонку 18 устанавливает в промежуточное положение или же полностью перекрывают отверстие обтекателя 19, через которое удаляется частично наружу вспомогательный поток воздуха. Когда заслонка 18 занимает промежуточное положение, то часть вспомогательного потока воздуха поступает во вспомогательный отсек 3. Подмешивание этого воздуха с более высоким влагосодержанием к основному потоку позволяет регулировать относительную влажность внутренней воздушной среды кузова 1. Поступление охлажденного основного потока воздуха в кузов с температурой существенно более низкой, чем наружный воздух, позволяет уменьшить объемы воздуха по сравнению с вентиляцией наружным воздухом, а также ассимилировать тепловлаговыделения от птицы и обеспечить поддержание нормируемых параметров. Регулирование температуры в кузове осуществляется за счет включения или отключения вентилятора 15 и соответствующим открытием или закрытием жалюзей 14 воздухозаборника 13. Таким образом, предложенная конструктивная схема охлаждения грузового объема кузова транспортного средства с тепловлажностной обработкой наружного воздуха и двухступенчатой вентиляционной схемой позволяет обеспечить поддержание оптимальных параметров воздуха в кузове при движении и стоянке транспортного средства.