складное укрытие
Классы МПК: | E04H15/48 складные, те с поворотными или шарнирными механизмами E04B1/343 конструкции, отличающиеся подвижными, разборными или складными частями, например для обеспечения транспортировки |
Автор(ы): | Антропов Юрий Георгиевич, Большаков Юрий Александрович, Вавилин Геннадий Дмитриевич, Коляда Сергей Николаевич, Соболев Валериан Маркович, Шапошников Владимир Алексеевич |
Патентообладатель(и): | Антропов Юрий Георгиевич, Большаков Юрий Александрович, Вавилин Геннадий Дмитриевич, Коляда Сергей Николаевич, Соболев Валериан Маркович, Шапошников Владимир Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-09 публикация патента:
30.11.1994 |
Изобретение относится к быстро монтируемым строительным конструкциям как временного, так и длительного укрытия оборудования, материалов, зерновых буртов и т.д. и позволяет улучшить эксплуатационные характеристики сооружения для использования его в полевых условиях на неподготовленных грунтах независимо от качества и состояния последних под воздействием ветра и атмосферных осадков путем упрощения конструкции, повышения надежности и снижения веса устройства. Складное укрытие содержит тент 1, закрепленный на колоннах 2, установленных на роликах 3, стойки 4, соединенные с колоннами 2 стержнями 5 верхнего пояса и стержнями 6 нижнего пояса с помощью шарниров 7. Тент 1 поддерживается ригелями 8 на колоннах 2 и арками 9 на стойках 4. Ролики 3 имеют двусторонние реборды, охватывающие рельсы 11, которые прикреплены к опорным плитам 12, имеющим грунтозацепы. Одна пара 14 колонн, несущая распорки 15, зафиксирована на рельсах 11 штырями 16, а распорки 15 прикреплены к грунтовым якорям 17. Все колонны 2 несут зацепы 18, размещенные с зазором под упорами 19, соединенными с грунтовыми якорями 17. Стойки 4 нижней частью 20 установлены на рельсы 11 и снабжены выступами 21, охватывающими боковые поверхности рельса 11. Колонны 2 имеют захваты 23 под ответные части 24 соседних колонны. Складывание укрытия производят посекционно, начиная с торца по направлению к зафиксированной паре 14 колонн, поочередным подъемом стоек 4 и сдвижкой по рельсам 11 колонн 2 с фиксацией последних между собой захватами 23. Раскладывание сооружения производится в обратном порядке с фиксацией стоек 4 на рельсах 11 с помощью части 20 стоек и выступов 21. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. СКЛАДНОЕ УКРЫТИЕ, содержащее установленные на рельсы колонны с ригелями, зацепы, прикрепленные к колоннам и размещенные с зазором под упорами, стержни, шарнирно прикрепленные к колоннам, распорки, соединенные с одной парой колонн, и тент, закрепленный на ригелях и колоннах, отличающееся тем, что оно снабжено имеющими арки стойками, установленными между каждой парой колонн на рельсы с возможностью их подъема и разъема с рельсами и шарнирно соединенными стержнями с колоннами, в нижней части стойки выполнены с двумя выступами, охватывающими боковые поверхности рельсов, при этом пара колонн с распорками зафиксирована от перемещения по рельсам, которые закреплены на основании с помощью грунтозацепов, а распорки и упоры - с помощью грунтовых якорей. 2. Укрытие по п. 1, отличающееся тем, что расстояние от рельсов до верхней части арок меньше, чем расстояние от рельсов до верхней части ригелей. 3. Укрытие по п.1, отличающееся тем, что количество упоров соответствует количеству колонн. 4. Укрытие по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено захватами и ответными частями, закрепленными соответственно на смежных колоннах для взаимодействия между собой при складывании укрытия. 5. Укрытие по п.1, отличающееся тем, что пара колонн с распорками зафиксирована от перемещения по рельсам посредством штырей.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к складным строительным конструкциям и может применяться для создания в полевых условиях на слабых грунтах как временных, так и длительно используемых низкогабаритных навесов, складских помещений для хранения оборудования, транспортных средств, материалов, а также крытых токов для хранения зерна и овощехранилищ. Известны складные укрытия, содержащие тент, закрепленный на колоннах с ригелями, которые установлены на рельсы (направляющие) посредством элементов качения или скольжения с возможностью взаимного перемещения, причем колонны связаны между собой шарнирно закрепленными стержнями. Данные укрытия имеют ряд существенных недостатков, а именно:в сложенном положении тент провисает между каркасом, уменьшая внутренний высотный габарит укрытия и тем самым затрудняя проезд через него транспорта;
применение укрытия в полевых условиях, например, в качестве крытого тока под зерно или овощехранилища проблематично из-за его низкой надежности при воздействии ветровых нагрузок и атмосферных осадков. Вопрос надежной установки складных укрытий особенно остро стоит потому, что подобные конструкции должен быть максимально облегченными для нормальной работы обслуживающего персонала. В рассматриваемых аналогах предотвращение, например, опрокидывания или сдвига укрытия может быть достигнуто лишь за счет непомерного увеличения веса конструкции, что крайне нежелательно. Известно складное (мобильное) укрытие, принятое в качестве прототипа и содержащее колонны с ригелями (или арки), установленные на рельсы (причем колонны могут перемещаться с помощью роликов по рельсам), стержни, соединяющие колонны посредством шарниров, распорки, соединенные с одной парой колонн, тент, закрепленный на ригелях и колоннах, а также прикрепленные к колоннам зацепы, размещенные с зазором в двух упорах-направляющих, установленных вдоль рельсов по всей их длине и образующих Т-образное зацепление. Кроме того, с одного торца укрытия две пары соседних колонн с ригелями (крайние и следующие за ними) жестко соединены между собой балками, образуя объемную металлоконструкцию с четырьмя точками опоры на рельсы. Недостатки данной конструкции заключаются в следующем:
при складывании укрытия тент провисает между ригелями и значительно уменьшает внутренний размер укрытия по высоте (на величину половины расстояния между колоннами в раздвинутом положении), что ограничивает возможность проезда обслуживающей техники внутри сложенного укрытия;
значительные усилия изгиба в стержнях, соединяющих колонны, от действия боковой ветровой нагрузки, передающиеся через боковые стенки тента;
большой габарит по длине сложенного укрытия из-за жесткого соединения между собой четырех крайних колонн;
низкая надежность конструкции (особенно в случаях применения ее в полевых условиях), не гарантирующая нормальной работы устройства при воздействии на него больших ветровых нагрузок (сдвиг, опрокидывание), а также в случаях установки укрытия на грунтах с малой несущей способностью (например, в осенний и весенний периоды или в летние месяцы при кратковременных интенсивных дождях). Кроме этого, использование двух упоров-направляющих, проложенных вдоль рельсов, также снижает надежность устройства, потому что подобная конструкция способствует засорению посторонними предметами трассы, по которой перемещаются зацепы во время складывания (раскладывания) укрытия. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик складных укрытий при использовании их в полевых условиях на слабых грунтах под воздействием ветра и атмосферных осадков путем значительного повышения надежности работы устройства и снижения его веса. Для достижения этой цели в складном укрытии, содержащем установленные на рельсы с возможностью перемещения по ним колонны с ригелями, зацепы на колоннах, размещенные с зазором под упорами, стержни, шарнирно прикрепленные к колоннам, распорки, соединенные с одной парой колонн, и тент, закрепленный на ригелях и колоннах, согласно изобретению на рельсы между каждой парой колонн установлены стойки с арками с возможностью их подъема и разъема с рельсами, причем стойки шарнирно соединены стержнями с колоннами и в нижней части имеют два выступа, охватывающих боковые поверхности рельсов, кроме этого, пара колонн с распорками зафиксирована от перемещения по рельсам, рельсы закреплены на основании с помощью грунтозацепов, а распорки и упоры закреплены на основании с помощью грунтовых якорей. Перечисленные отличительные признаки достаточны для улучшения эксплуатационной характеристики складного укрытия, а именно: стойки с арками, шарнирно соединенные стержнями с колоннами с возможностью их подъема и разъема с рельсами, обеспечивают сохранение внутреннего габарита укрытия по высоте в сложенном виде и дают возможность сквозного проезда транспорта через него, что является важным параметрам эксплуатационной характеристики укрытия, особенно в случае использования его в качестве крытого тока и т. п. Выступы в нижней части стоек, охватывающие боковые поверхности рельсов, грунтовые якоря распорок и упоров и грунтозацепы рельсов также улучшают эксплуатационную характеристику укрытия, значительно повышая надежность установки его на открытых площадках со слабонесущими грунтами (например, зерновые тока), при этом снижается вес конструкции. Надежность (важный параметр эксплуатационной характеристики укрытия) также значительно повышается благодаря следующему:
смежные колонны снабжены захватами и ответными частями к ним, что обеспечивает быструю, удобную и безопасную работу обслуживающего персонала (с привлечением наименьшего количества людей), а также надежное удержание укрытия в сложенном положении;
количество упоров соответствует количеству колонн, что позволяет выполнять упоры минимальной длины (соответствующей длине зацепа), а это резко снижает вероятность засорения трассы, по которой проходят зацепы во время перемещения колонн, при этом уменьшается расход металла, а следовательно, снижается стоимость. Кроме того, основные элементы укрытия (соответствующая колонна с ригелем, зацеп, упор и грунтовой якорь) располагаются на одной линии действия сил, возникающих от ветрового напора, что наиболее рационально для конструкции;
сочетание фиксации пары колонн с распорками от перемещения по рельсам посредством штырей с их шарнирным соединением между собой позволяет исключить изгибающие моменты в конструкции; более низкое расположение верхней части арок по сравнению с расположением верхней части ригелей позволяет обеспечить оптимальное сочетание минимальной высоты укрытия в сложенном положении и допустимого провисания тента, что необходимо для обеспечения проезда транспортных средств. На фиг. 1 изображен общий вид укрытия в разложенном положении (вид сбоку); на фиг. 2 - то же, в сложенном положении, (вид сбоку); на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 6 - вид по стрелке Г на фиг. 5. Складное укрытие состоит из тента 1, закрепленного на вертикальных колоннах 2, установленных на роликах 3, стоек 4, соединенных с колоннами стержнями 5 (верхний пояс) и стержнями 6 (нижний пояс) с помощью шарниров 7. Тент поддерживается ригелями 8 на колоннах и арками 9 на стойках. Ролики 3 снабжены двухсторонними ребордами 10 высотой h, охватывающими рельсы 11, которые прикреплены к опорным плитам 12 грунтозацепов 13. Одна пара колонн 14, несущая распорки 15, установлена между штырями 16, а распорки 15 прикреплены к грунтовым якорям 17. Все колонны несут зацепы 18, размещенные с зазором а под упорами 19, соединенными с грунтовыми якорями 17. Стойки 4 нижней частью 20 установлены на рельсы 11 и снабжены выступами 21, охватывающими боковые поверхности б рельса 11. Выступы 21 на стороне, обращенной к рельсу, имеют скос 22, образующий ловитель. Колонны 2 снабжены захватами 23 под ответные части 24, размещенные на соседних колоннах. Ригели 8 имеют верхнюю часть 25, а арки 9 - верхнюю часть 26. Тент 1 крепится к вертикальным колоннам 2 и ригелям 8 обвязками 27. При транспортировке сложенное укрытие представляет собой компактный пакет всей металлоконструкции с тентом, а также пакет разобранных рельсов, грунтовых якорей с упорами и грунтозацепов. Монтаж устройства на месте использования в полевых условиях производится следующим образом. На грунт (основание) с помощью грунтозацепов 13 устанавливаются рельсы 11 и грунтовые якоря 17 с упорами 19, причем, начиная от штырей 16 - места установки неподвижной пары колонн 14 с распорками 15, якоря с упорами ставятся с шагом, равным расстоянию между колоннами 2 при разложенном укрытии, а установка упоров 19 должна обеспечивать зазор а для прохождения под ними зацепов 18 (для сокращения времени монтажа и демонтажа укрытия в полевых грунтовые якоря 17 выполняются в виде забиваемых в грунт заостренных штырей). Затем на рельсы 11 ставят роликами пакет укрытия таким образом, чтобы пара колонн 14 установилась между штырями 16, и распорки 15, идущие от этой пары колонн, крепят к грунтовым якорям 17. Зацепы 18 этой пары колонн 14 устанавливают под упоры 19 соответствующих им грунтовых якорей. Вес укрытия воспринимается грунтом (основанием) посредством опорных плит 12 грунтозацепов 13, определяющих величину удельного давления. Штыри 16, исключающие перемещение вдоль рельса нижней части колонн 14 при восприятии лобовой нагрузки, обязательны в случае шарнирного крепления распорок 15 к колоннам 14. Если распорки 15 жестко соединены с колоннами 14, то нет необходимости в штырях 16, однако такое соединение менее рационально, т. к. на распорки будет действовать дополнительно еще и изгибающий момент, а это приведет к увеличению веса конструкции. Раскладывание укрытия проводят посекционно в обе стороны от пары колонн 14. Вначале рассоединяют захваты 23 и ответные части 24, скрепляющие эту пару колонн с соседними, и откатывают пакет остальных колонн. При этом свободное прохождение зацепов 18 под упорами 19 грунтовых якорей 17 обеспечивается наличием между ними зазора а. Стержни 5 и 6 (верхний пояс и нижний пояс), поворачиваясь вокруг шарниров 7, опускают стойки 4 вниз до тех пор, пока они нижней частью 20 не встанут на рельс 11, а выступы 21 не охватят рельс с обеих сторон. Скосы 22 облегчают попадание нижней части 20 стоек 4 на рельсы. Часть тента 1 данного пролета натягивается между колоннами 2 и ригелями 8, поддерживаясь аркой 9 на стойках 4. Потом рассоединяют захваты 23 следующего пролета, ближайшего к разложенному, снова откатывают оставшийся пакет и т. д. После полного развертывания укрытия зацепы 18 всех колонн устанавливаются под соответствующими упорами 19, соединенными с грунтовыми якорями 17. При воздействии боковой ветровой нагрузки (на борт укрытия) ее вертикальная составляющая на наветренную сторону укрытия может многократно превышать вес изделия. Тогда зацепы 18, выбирая зазор а, передают нагрузку через упоры 19 грунтовым якорем 17. Так как высота реборд 10 превышает зазор а, то они передают часть горизонтальной составляющей ветровой нагрузки от тента 1 через рельсы грунтозацепам 13. Другая часть горизонтальной составляющей от бокового ветра воспринимается грунтозацепами 13 через рельсы 11, выступы 21 и стойки 4. Этим значительно снижаются усилия, действующие на стержни 5 и 6. Лобовая ветровая нагрузка на укрытие передается с его торца через стержни 5 и 6 и пару колонн 14 на распорки 15 и грунтовые якоря 17, к которым эти распорки прикреплены. Складывание укрытия производится в обратном порядке, т. е. с его торцев. Для этого поднимают стойки 4 крайнего пролета на некоторую высоту для того, чтобы стержни 5 и 6 повернулись в своих шарнирах 7 и вышли из горизонтального положения (положение "в распор"), и одновременно перекатывают крайние колонны 2 к соседним до тех пор, пока не будет возможным скрепить их между собой захватами 23, образуя пакет колонн. Стойки 4, поднимаясь, верхней частью 26 арки 9 подхватывают тент 1, не давая ему провисать внутрь укрытия. После соединения крайних колонн с соседними поднимают стойки 4 следующего пролета укрытия, одновременно перекатывая образовавшийся пакет колонн, и т.д. Торцовые стенки тента раскрывают, закрепляя их в таком положении на крайних колоннах, снижая таким образом парусность укрытия и обеспечивая проезд под ним транспорта. Предложенная конструкция укрытия позволяет своевременно учитывать быстро меняющиеся условия и в короткий срок с минимальными усилиями раскладывать укрытие на грунтах любой плотности независимо от состояния последних, обеспечивая при этом постоянную высокую надежность работы и установки укрытия в полевых условиях.
Класс E04H15/48 складные, те с поворотными или шарнирными механизмами
Класс E04B1/343 конструкции, отличающиеся подвижными, разборными или складными частями, например для обеспечения транспортировки