курсогоризонт
Классы МПК: | G01C9/14 перемещающегося более чем в одном направлении G01C17/02 магнитные компасы |
Автор(ы): | Авдеев А.В. |
Патентообладатель(и): | Арзамасское опытно-конструкторское бюро "Темп" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-07-05 публикация патента:
15.12.1994 |
Изобретение относится к приборостроению, в частности к устройствам ориентации в пространственном положении объекта, и может найти применение на летательных аппаратах, преимущественно на дельтапланах и мотодельтапланах. Сущность изобретения: курсогоризонт содержит корпус, заполненный демпфирующей жидкостью. Карданный подвес состоит из внешней рамки в форме вилки и внутренней рамки в форме диска, снабженного полуосями, которые на опорах вращения установлены во внешней рамке. В центре внутренней рамки жестко закреплена втулка, внутри которой установлены две опоры вращения с вертикальной осью, на которой жестко закреплены донышки, скрепленные с полусферами картушки, которые образуют пустотелое пространство. Внешняя рамка имеет полуось, которая на опорах вращения установлена в отростке в виде полого цилиндра корпуса. С помощью отростка прибор крепится к приборной доске гайкой. Корпус состоит из конической части, цилиндрической чамти и стенки. Спереди корпус закрыт полусферическим приборным стеклом с нанесенной на внутреннюю часть шкалой крена и силуэт-самолетиком. С помощью держателя закреплен подвижный индекс крена. Возле выступов на донышках установлены четыре постоянных магнита. На полусферах нанесены отметки тангажа и отметки курса. Силуэт-самолетик имеет центральный индекс в форме круга, по которому отсчитываются углы тангажа и курса. Шкала крена имеет риски углов крена, 90-градусную отметку углов крена и нулевой неподвижный индекс. Центральный индекс крепится к силуэт-самолетику с помощью держателей. Отросток заглушен пробкой. Между внутренней рамкой в форме диска и донышками образован технологический зазор. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
КУРСОГОРИЗОНТ, содержащий корпус, заполненный жидкостью и выполненный с узлом крепления, карданный подвес с внутренней и внешней рамками, оси которых размещены в соответствующих опорах вращения, картушку со шкалой курса, выполненную в виде двух полусфер, жестко закрепленных на вертикальном стержне, соединенном с внутренней рамкой с возможностью поворота относительно нее, шкалы и индексы крена и тангажа, соответственно расположенные на картушке и корпусе, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, наружная рамка карданного подвеса выполнена в виде вилки, ось которой размещена внутри узла крепления корпуса, выполненного в виде полого цилиндра с наружной резьбовой поверхностью, полусферы картушки расположены с зазором одна относительно другой, а внутренняя рамка карданного подвеса выполнена в виде диска с центральным отверстием для вертикального стержня, размещенного между полусферами, при этом диаметр диска равен диаметру картушки, а его толщина меньше величины зазора между полусферами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может применяться в приборах для измерения углов наклона и направления на север, и в частности на транспортных средствах и летательных аппаратах для индикации их пространственного положения и направления на север. Известно устройство для предотвращения ошибочных показаний компаса, содержащее корпус, заполненный жидкостью, карданный подвес со смещенным центром тяжести, каpтушку со шкалой курса и постоянными магнитами внутри нее, индекс отсчета углов курса и крена, элементы индикации крена. Карданный подвес устройства может вращаться вокруг осей в пределах 45о, а картушка в пределах 30о, шкала крена нанесена непосредственно на корпусе устройства. При таком положении устройства индикация углов тангажа отсутствует, а диапазон индикации углов крена ограничен. Известен курсогоризонт, содержащий корпус, заполненный жидкостью, карданный подвес с внутренней и внешней рамками, картушку со шкалой курса, шкалы и индексы крена и тангажа, соответственно расположенные на картушке и корпусе. Карданный подвес образован тремя сферами из прозрачного материала. Такое выполнение карданного подвеса делает известное устройство сложным. Цель изобретения - упрощение конструкции авиагоризонта. Цель достигается тем, что в курсогоризонте, содержащем корпус, заполненный жидкостью и выполненный с узлом крепления, карданный подвес с внутренней и внешней рамками, оси которых размещены в соответствующих опорах вращения, картушку со шкалой курса, выполненную в виде двух полусфер, жестко закрепленных на вертикальном стержне, соединенном с внутренней рамкой с возможностью поворота относительно нее, шкалы и индексы крена и тангажа, соответственно расположенные на картушке и корпусе, согласно изобретению, наружная рамка карданного подвеса выполнена в виде вилки, ось которой размещена внутри узла крепления корпуса, выполненного в виде полого цилиндра с наружной резьбовой поверхностью, полусферы картушки расположены с зазором друг относительно друга, а внутренняя рамка карданного подвеса выполнена в виде диска с центральным отверстием для вертикального стержня, размещенного между полусферами, при этом диаметр диска равен диаметру картушки, а его толщина меньше величины зазора между полусферами. В предлагаемом устройстве карданный подвес выполнен в виде простейших фигур-диска и вилки, а элементы крепления прибора и заполнения прибора жидкостью совмещены с объемом для расположения оси внешней рамки. Наличие этих существенных признаков позволяет значительно упростить курсогоризонт. На фиг.1 показан общий вид устройства, вид сбоку; на фиг.2 - общий вид устройства сверху; на фиг.3 - вид на лицевую часть при выполнении, например, правого крена при кабрировании и полете по курсу на Юг. Курсогоризонт содержит корпус 1, заполненный демпфирующей жидкостью 2. Карданный подвес состоит из внешней рамки 3 в форме вилки и внутренней рамки 4 в форме диска, снабженного полуосями 5, которые на опорах вращения 6 установлены во внешней рамке 3. В центре внутренней рамки 4 жестко закреплена втулка 7, внутри которой установлены две опоры вращения 8 с вертикальной осью 9, на которой жестко закреплены донышки 10,11, скрепленные с полусферами 12, 13 картушки, которые образуют пустотелое пространство 14, 15. Внешняя рамка 3 имеет полуось 16, которая на опорах вращения 17 установлена в узле 18 крепления корпуса 1. С помощью узла 18 прибор крепится к приборной доске 19 гайкой 20. Корпус 1 состоит из конической части 21, цилиндрической части 22 и стенки 23. Спереди корпус закрыт полусферическим приборным стеклом 24 с нанесенной на внутреннюю часть шкалой 25 крена и силуэт-самолетником 26. С помощью держателя 27 закреплен подвижный индекс 28 крена. Возле выступов 29 на донышках 10, 11 установлены четыре постоянных магнита 30, 31, 32 (четвертый условно не показан). На полусферах 12, 13 нанесены отметки 33 тангажа и отметки 34 курса. Силуэт-самолетик 26 имеет центральный индекс 35 в форме круга, по которому отсчитываются углы тангажа и курса. Шкала 25 крена имеет риски 36 углов крена, 90 - градусную отметку 37 углов крена и нулевой неподвижный индекс 38. Центральный индекс 35 крепится к силуэт-самолетику 26 с помощью держателей 39. Узел 18 крепления корпуса 1 заглушен пробкой 40. Между внутренней рамкой 4 в форме диска и донышками 10, 11 образован технологический зазор 41, который служит для того, чтобы донышки 10, 11 не задевали неподвижной относительно оси Z-Z внутренней рамки 4. Торец диска (внутренняя рамка 4) окрашен в отличительный от полусфер 12, 13 цвет и служит одновременно линией горизонта. Курсогоризонт работает следующим образом. При горизонтальном полете под действием стабилизирующего действия маятника, т.е. нижней маятниковости карданного подвеса (условно не показана), оси подвеса внутренней рамки 4 и внешней рамки 3 будут находиться в плоскости горизонта, а постоянные магниты 30, 31, 32 развернут картушку вдоль магнитного меридиана Земли. При этом по индексу 28 будет отсчитываться нулевой угол крена, по центральному индексу 35 нулевой угол тангажа и текущий угол курса. При наклоне объекта, например, вправо, кабрировании и полете на Юг лицевая часть будет выглядеть следующим образом (фиг.3). Индекс 28 крена покажет относительно отметок на шкале 25 крена величину наклона. Центральный индекс 35 силуэт-самолетика 26 покажет относительно отметок 33 тангажа величину отклонения по тангажу. Тот же индекс 35 относительно отметок 34 покажет величину отклонения по курсу относительно магнитного меридиана. При ускорениях объекта нижняя маятниковость карданного подвеса приводит показания курсогоризонта к мнимой вертикали. Однако при установившемся полете, например, на дельтаплане точность показания по осям крена, тангажа, курса достаточная.Класс G01C9/14 перемещающегося более чем в одном направлении
устройство для фиксирования и учета предельных колебаний при транспортировке - патент 2316008 (27.01.2008) |
Класс G01C17/02 магнитные компасы
магнитный компас - патент 2338157 (10.11.2008) | |
магнитный компас - патент 2323413 (27.04.2008) | |
магнитный компас - патент 2305825 (10.09.2007) | |
магнитный компас - патент 2289786 (20.12.2006) | |
магнитный компас - патент 2247322 (27.02.2005) | |
безындукционный сдвоенный широтный компенсатор - патент 2239786 (10.11.2004) | |
магнитный компас - патент 2196962 (20.01.2003) | |
монета - патент 2180182 (10.03.2002) | |
магнитный компас - патент 2161776 (10.01.2001) | |
магнитный компас - патент 2161775 (10.01.2001) |