тягово-сцепное устройство автопоезда
Классы МПК: | B60D1/06 сцепки шарового типа |
Автор(ы): | Докучаев Сергей Викторович, Хабаров Владимир Александрович, Елистратов Алексей Федорович, Маркиев Михаил Иванович |
Патентообладатель(и): | Докучаев Сергей Викторович, Хабаров Владимир Александрович, Елистратов Алексей Федорович, Маркиев Михаил Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-12 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: в транспортных средствах. Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство состоит из дышла 1, в котором шарнирно установлен двуплечий рычаг 4. Одно плечо двуплечего рычага 4 охватывает сцепной шар, а другое взаимодействует с буфером сжатия 19 и двуплечим рычагом 20 привода тормоза наката. На переднем плече двуплечегол рычага 4 установлен электролмагнит 13 механизма обеспечения заднего хода. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА, содержащее установленный на одном звене сцепной шар, а на другом - дышло, с которым связаны замковое устройство с запирающим механизмом, а также привод тормоза наката и механизм обеспечения заднего хода автопоезда, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в пользовании и надежности, на свободном конце дышла средней частью шарнирно установлен с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости двуплечий рычаг, одно плечо которого имеет возможность частичного охвата сцепного шара, а другое плечо - возможность взаимодействия с расположенными на дышле амортизирующим элементом и двуплечим рычагом привода тормоза наката, причем на одном из плеч двуплечего рычага установлены запирающий механизм и привод механизма обеспечения заднего хода. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что шарнир соединения двуплечего рычага с дышлом выполнен в виде резинометаллического подшипника. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что амортизирующий элемент выполнен в виде резинового буфера. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод механизма обеспечения заднего хода выполнен в виде электромагнита, сердечник которого взаимодействует с одним плечом двуплечего рычага механизма обеспечения заднего хода, другое плечо которого выполнено с возможностью взаимодействия с расположенным на дышле упором.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам таких средств, как прицепы. Наиболее близким к изобретению по технической сути и достигаемому результату является тягово-сцепное устройство, включающее присоединительный наконечник с запирающим механизмом, корпус, дышло, амортизатор, тормоз наката и механизм обеспечения заднего хода, причем присоединительный наконечник и дышло подвижны относительно друг друга. Присоединительный наконечник выполнен заодно с корпусом, в котором размещен запирающий механизм. Корпус соединен с внутренней трубой, соосной с дышлом. Гашение ускорений и замедлений прицепа осуществляется с помощью газового амортизатора, прикрепленного одним концом к корпусу, а другим к дышлу. Ограничение взаимного перемещения определяется размером продольной прорези во внутренней трубе, в которую входит конец стопорного болта. Конец внутренней трубы упирается в один конец двуплечего рычага тормоза наката. Недостатками прототипа являются использование сравнительно дорогого и сложного газового амортизатора, необходимость высокого качества и точности обработки наружной поверхности внутренней трубы (и обработки торца), перемещающейся внутри направляющей трубы, недолговечность при эксплуатации из-за трения сопрягаемых поверхностей, в результате чего появляются зазоры. Для повышения долговечности устройство дополнительно требует смазки (ЦИАТИМ-201) и герметизации пары трения с помощью чехла. Кроме того, для движения автомобиля с прицепом задним ходом водитель должен выходить из машины и включать рычаг механизма обеспечения заднего хода, что снижает удобство пользования прицепа при эксплуатации. Цель изобретения - повышение удобства пользования и надежности. Указанная цель достигается тем, что корпус представляет собой основной рычаг, колеблющийся в продольной вертикальной плоскости прицепа относительно поперечной оси, амортизирующее звено состоит из поперечной оси, втулки, расположенной на оси, упругого элемента кручения части рычага и буфера сжатия, соединенного неподвижно с дышлом, при этом плечо рычага тормоза наката находится в контакте с основным рычагом, а механизм обеспечения заднего хода связан с механизмом заднего хода коробки передач автомобиля и приводится в действие при включении. Указанная цель достигается также тем, что основной рычаг выполнен двуплечим, на одном плече которого находится присоединительный наконечник и запирающий механизм, а другое плечо взаимодействует при эксплуатации с одной стороны с буфером сжатия, а с другой стороны с плечом рычага тормоза наката. В качестве упругого элемента кручения может использоваться резинометаллический подшипник (сайлент-блок) или пружина кручения, в качестве буфера сжатия - резиновый упор. Указанная цель достигается также тем, что механизм обеспечения заднего хода состоит из электромагнита с подвижным сердечником, включающимся при включении заднего хода автомобиля, двуплечего подпружиненного рычага и упора. На фиг.1 показан продольный разрез тягово-сцепного устройства; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - подшипник кручения. Тягово-сцепное устройство состоит из дышла 1, в котором с помощью резинометаллического подшипника 2 кручения и оси 3 установлен основной двуплечий рычаг 4, на переднем плече которого выполнен присоединительный наконечник 5 и установлен запирающий механизм 6. Запирающий механизм 6 состоит из рукоятки 7, оси 8, кулачка 9, пружины 10 и сухаря 11, поворачивающегося вокруг оси 12. Дышло может состоять из нескольких частей. На переднем плече основного двуплечего рычага 4 установлен также электромагнит 13 механизма обеспечения заднего хода, выступающий сердечник 14 которого упирается концом в переднее плечо двуплечего рычага 15 этого механизма, причем рычаг 15 подпружинен пружиной 16 таким образом, что обеспечивает постоянный прижим переднего плеча к сердечнику 14 электромагнита 13 при движении автомобиля с прицепом вперед. Заднее плечо рычага 15 имеет выступ 17, а ответная часть на дышле 1 - упор 18. Заднее плечо основного двуплечего рычага 4 расположено между буфером сжатия 19, укрепленным на дышле 1, и верхним плечом двуплечего рычага 20 привода тормоза наката. Нижнее плечо рычага 20 связано через регулировочный болт 21, тягу 22, трос 23 с уравнителем и далее с колесными тормозами прицепа (не показаны). Резинометаллический подшипник 2 кручения (сайлент-блок) состоит из распорной металлической втулки 24 и резиновой втулки 25, которая внутренней поверхностью неподвижно соединена (завулканизирована) с распорной втулкой, а наружной также неподвижно соединена (завулканизирована) с основным двуплечим рычагом 4. Распорная втулка с помощью шайб 26 удерживается болтовым соединением в неподвижном положении относительно оси (болта) 3. Рукоятка 27 (фиг. 2) служит для торможения колес прицепа в стояночном положении. При эксплуатации присоединительный наконечник 5 надевается, например, на шаровую опору (сцепной шар) прицепного устройства автомобиля и закрывается запирающим механизмом путем поворота рукоятки 7. При движении автомобиля вперед тяговым усилием задний конец основного двуплечего рычага 4 упирается в упругий резиновый буфер сжатия, обеспечивая безударную, бесшумную передачу усилия на прицеп. При этом возникающие во время движения автомобиля с прицепом ускорения и замедления прицепа эффективно демпфируются резинометаллическим подшипником 2 кручения. При замедлении наезжающий прицеп через дышло 1 передает усилие через резинометаллический подшипник 2 на присоединительный наконечник 5, который, упираясь в шаровую опору прицепного устройства автомобиля, смещается в сторону прицепа, приподнимая тем самым заднее плечо основного двуплечего рычага, которое, упираясь в верхнее плечо двуплечего рычага 20 привода тормоза наката, передает усилие через тягу, трос к колесным тормозам, в результате чего осуществляется притормаживание или в зависимости от величины замедления полное торможение прицепа.Класс B60D1/06 сцепки шарового типа
сцепная петля - патент 2529709 (27.09.2014) | |
тягово-сцепное устройство для прицепа - патент 2521884 (10.07.2014) | |
седельно-сцепное устройство - патент 2514321 (27.04.2014) | |
тягово-сцепное устройство легковесного автопоезда - патент 2493974 (27.09.2013) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2493973 (27.09.2013) | |
шаровое сцепное устройство с подвижно установленным уплотнением - патент 2424914 (27.07.2011) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397883 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство автопоезда - патент 2397882 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2397881 (27.08.2010) | |
тягово-сцепное устройство - патент 2314936 (20.01.2008) |