Архангельский лесотехнический институт им.В.В.Куйбышева
Приоритеты:
подача заявки: 1991-07-03
публикация патента: 30.12.1994
Использование: судостроение. Сущность изобретения: якорь включает корпус, внутри которого расположен выдвижной элемент с дополнительной лапой. Выдвижной элемент выполнен в виде открытого сверху ящика без внутренней торцевой стенки. 3 ил.
ЯКОРЬ, содержащий корпус, выполненный в виде полого короба с окном в торцевой грани и отверстиями в верхней грани, и две лапы, каждая из которых имеет стойку и башмак, при этом башмаки расположены параллельно друг другу и под углом 18-48o к плоскости верхней грани короба, отличающийся тем, что он снабжен элементом, выполненным в виде ящика без верхней и внутренней торцевой стенок и установленным в коробе со стороны торцевой грани с окном и с возможностью выдвижения, причем упомянутый элемент снабжен дополнительной лапой, ребрами, установленными на внутренней поверхности его днища, и упорами-ограничителями, установленными на внешних поверхностях боковых стенок, при этом в основании короба выполнена прорезь для дополнительной лапы, а в боковых стенках - направляющие для упоров-ограничителей.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности к якорям, применяемым на лесосплаве. Известен якорь, содержащий корпус, выполненный в виде полого короба с окном в торцевой грани и отверстиями в верхней грани, и две лапы, каждая из которых имеет стойку и башмак, причем башмаки расположены параллельно друг другу и под углом 18-48о к плоскости верхней грани короба. Недостатком известного якоря является то, что он обладает недостаточной держащей силой. Сущность изобретения заключается в том, что якорь снабжен элементом, выполненным в виде ящика без верхней и внутренней торцевой стенок и установленным в коробе со стороны торцевой грани с окном с возможностью выдвижения, причем упомянутый элемент снабжен дополнительной лапой, ребрами, установленными на внутренней поверхности его основания, и упорами-ограничителями, установленными на внешних поверхностях боковых стенок, при этом в основании короба выполнена прорезь для дополнительной лапы, а на боковых стенках - направляющие для упоров-ограничителей. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен якорь в рабочем положении, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - то же, вид снизу. Якорь содержит корпус полого короба 1, внутри которого расположен выдвижной элемент 2 с дополнительной лапой, включающей стойку 3 и башмак 4. Короб 1 якоря снабжен прорезью 5, выполненной в его основании, в которую входит стойка 3 дополнительной лапы в сложенном положении якоря. Кроме того, короб 1 якоря снабжен направляющими 6, которые выполнены на его боковых стенках и в которые входят выступающие упоры-ограничители 7 хода выдвижного элемента 2. При этом выдвижной элемент 2 выполнен в виде открытого сверху ящика без торцевой внутренней стенки и снабжен ребрами 8, установленными на внутренней поверхности его основания. Постановка якоря и его работа происходят следующим образом. Якорь опускается на дно реки в сложенном положении, при котором выдвижной элемент 2 находится внутри полого короба 1, а стойка 3 с башмаком 4 дополнительной лапы входит в прорезь 5. В процессе запахивания якоря в грунт под действием силы сопротивления грунта, действующего на дополнительную лапу, выдвижной элемент 2 выходит из короба 1. При этом выступающие упоры-ограничители 7, выполненные на боковых поверхностях выдвижного элемента 2, перемещаются в направляющих 6, выполненных на боковых стенках короба 1. После запахивания якорь оставляется в таком положении без нагрузки. При прохождении воды через якорь образуются зоны замедленных скоростей течения за внешней торцевой стенкой, ребрами выдвижного элемента, а также внутри короба. В этих местах происходит выпадение взвешенных частиц грунта, находящихся в воде. После заполнения короба и выдвижного элемента грунтом якорь готов к работе.