домкрат

Классы МПК:B66F3/02 с зубчатыми рейками, приводимыми в действие зубчатыми колесами 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Солодков Николай Петрович,
Солодков Юрий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1991-01-09
публикация патента:

Использование: для подъема грузов. Сущность изобретения: в домкрате, содержащем корпус с рейкой, установленной в направляющих и связанной с грузоподъемной платформой, имеются зубчатые колеса, расположенные симметрично. Колеса взаимодействуют с зубьями рейки. На осях колес закреплены шестерни с взаимным зацеплением. С одной из шестерен взаимодействует дополнительная шестерня, установленная на одно из цапф коленчатого вала и имеющая на своем торце окна, расположенные по окружности. Домкрат имеет также планетарный редуктор, солнечная шестерня которого выполнена с внутренним зубчатым венцом и установлена на второй цапфе коленчатого вала посредством подшипника. На эксцентричной шейке коленчатого вала установлена сателлитная шестерня с наружным зубчатым венцом, зацепленным с внутренним зубчатым венцом солнечной шестерни. Шестерня снабжена закрепленными на ее торце пальцами, свободные концы которых размещены в окнах дополнительной шестерни. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ДОМКРАТ, содержащий корпус, в котором расположена связанная с грузоподъемной платформой вертикальная рейка, имеющая с двух сторон зубья, и два зубчатых колеса, находящихся в зацеплении с зубьями рейки и связанных с приводом, отличающийся тем, что зубчатые колеса расположены симметрично относительно продольной оси рейки, а привод содержит коленчатый вал, цилиндрические шестерни, две из которых установлены каждая на оси соответствующего зубчатого колеса с взаимным зацеплением между собой, а третья установлена на одной из цапф коленчатого вала с зацеплением с одной из двух упомянутых идентичных шестерен и выполнена с окнами в ее торце, расположенными по окружности, и планетарный редуктор, солнечная шестерня которого выполнена с внутренним зубчатым венцом и установлена на другой цапфе коленчатого вала посредством подшипника, а сателлитная шестерня выполнена с наружным зубчатым венцом, снабжена закрепленными на ее торце пальцами, свободные концы которых размещены в окнах дополнительной шестерни, и установлена на эксцентриковой шейке коленчатого вала с зацеплением ее наружного венца с внутренним зубчатым венцом солнечной шестерни.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к реечным домкратам, и может быть использовано в любой области хозяйства.

Известен реечный домкрат, в котором передача крутящего момента от приводной рукоятки на рейку осуществляется цилиндрическим редуктором через одно ведомое колесо. Для поднятия груза массой 5 необходимая как минимум пятиступенчатая передача. В связи с тем, что в последнем звене участвует всего одно зубчатое колесо, его модуль для пятитонного домкрата равен 10, что отрицательно сказывается на габаритах и массе домкрата.

Известен также реечный домкрат с двухсторонней рейкой и двумя ведомыми зубчатыми колесами, приводимыми в движение червячным редуктором. Такая конструкция имеет преимущество перед традиционной, но для обеспечения одновременной работы обоих ведомых колес при изготовлении необходимо выполнять высокие технические требования.

Цель изобретения - повышение грузоподъемности домкрата.

Поставленная цель достигается тем, что с зубчатой рейкой взаимодействуют симметрично расположенные относительно продольной оси рейки зубчатые колеса, на которых закреплены идентичные цилиндрические шестерни с взаимным зацеплением. С одной из шестерен взаимодействует третья шестерня, в полости которой установлена цапфа коленчатого вала планетарного редуктора.

На фиг. 1 изображен домкрат, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид слева.

Домкрат содержит корпус 1, в котором установлено на направляющих сухарях 2 зубчатая рейка 3, оснащенная грузоподъемной платформой 4. С зубьями рейки 3 взаимодействуют симметрично расположенные относительно продольной оси рейки зубчатые колеса 5 и 6, на которых закреплены идентичные цилиндрические шестерни 7 и 8 с взаимным зацеплением между собой. С одной из шестерен 7 взаимодействует третья дополнительная шестерня 9, в полости которой установлена цапфа коленчатого вала 10, а на торце ее выполнены окна, расположенные по окружности. Вторая цапфа коленчатого вала установлена на подшипнике в ступице солнечного колеса 11 с внутренним зубчатым венцом. На эксцентричной шейке коленчатого вала 10 установлена сателлитовая шестерня 12, выполненная с наружным зубчатым венцом и закрепленными на ее торце пальцами 13, свободные концы которых размещены в окнах дополнительной шестерни 9. Солнечное колесо 11 закреплено неподвижно в корпусе домкрата 1, например, посредством стопорных винтов 14. На конце коленчатого вала 10 смонтирована безопасная приводная рукоятка 15.

Такая кинематическая связь образует планетарный редуктор, что позволяет заменить не менее трех ступеней цилиндрического редуктора. Введение в конструкцию домкрата двух идентичных цилиндрических шестерен, установленных на ведомых колесах, и их привод планетарным редуктором придают конструкции компактность и повышение грузоподъемности при снижении массы домкрата.

Домкрат работает следующим образом.

Домкрат устанавливают под поднимаемое оборудование и рукояткой 15 производят вращения коленчатого вала 10. При этом сателлитная шестерня 12 совершает сложное колебательное движение по орбите солнечного колеса 11, передавая своими пальцами 13 крутящий момент дополнительной шестерне 9. Дополнительная шестерня 9 вращается шестерню 7, которая с идентичной шестерней 8 передают крутящий момент на ведомые колеса 5 и 6. При их вращении происходит выдвижение рейки 3 на корпусе 1 и подъем груза. Опускание груза осуществляется вращением приводной рукоятки 15 в обратную сторону.

Предлагаемый домкрат отличается от выпускаемых промышленностью тем, что для увеличения его грузоподъемности в нем передаточное число привода увеличено за счет планетарного редуцирования прилагаемого к приводной рукоятке усилия более чем в 10 раз, а нагрузка на рейку распределяется равномерно с помощью двух идентичных шестерен, расположенных симметрично относительно продольной оси рейки.

Наверх