передача типа винт-гайка для вертикального перемещения груза
Классы МПК: | B66F3/08 винтовые B66F7/14 винтовые B66B9/02 приводимые в действие с помощью механических устройств, кроме тросов или канатов |
Автор(ы): | Ахтямов Альберт Минахметович[UA], Полищук Владимир Анатольевич[UA] |
Патентообладатель(и): | Луганский машиностроительный завод (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-09 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: в подъемно-транспортном машиностроении, в частности в механизмах вертикального перемещения, используемых в винтовых подъемниках. Сущность изобретения: передача содержит винт 1 с установленными на нем рабочей гайкой 2 и вспомогательной гайкой 3. Рабочая гайка соединена с грузом 4, без возможности поворота относительно него, через сферические подпятники 5 и 6 и воспринимает основную нагрузку. Вспомогательная гайка 3, не несущая нагрузки и служащая для предотвращения падения груза при срезе резьбы, расположена под рабочей гайкой. На вспомогательной гайке установлен упорный подшипник 7 с определенным зазором относительно рабочей гайки. Гайки взаимодействуют между собой через пластины 8, размещенные в пазах вспомогательной гайки, через установленную с минимальным зазором по отношению к ней крышку 9, соединенную с рабочей гайкой, и через роликовую обгонную муфту 10, расположенную в радиальном кольцевом зазоре между гайками с неподвижным соединением ее колец соответственно с рабочей и вспомогательной гайками при помощи шпонок 11 и 12. Роликовая обгонная муфта обеспечивает возможность опускания груза при срезе резьбы. Пластины, предназначенные для фиксирования ненагруженной вспомогательной гайки относительно рабочей, подобраны таким образом, чтобы при срезе резьбы и передаче нагрузки на вспомогательную гайку, при попытке поднять груз, они были срезаны. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
ПЕРЕДАЧА ТИПА ВИНТ-ГАЙКА ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗА, содержащая винт с установленными на нем рабочей гайкой, соединенной с грузом без проворота относительно него, и вспомогательной гайкой, расположенной под рабочей гайкой и связанной с ней, и упорный подшипник, расположенный на вспомогательной гайке с зазором относительно рабочей гайки, отличающаяся тем, что рабочая и вспомогательная гайки связаны между собой посредством роликовой обгонной муфты, расположенной в радиальном зазоре между гайками, пластин, размещенных в пазах вспомогательной гайки, и установленной с зазором по отношению к ней под пластинами крышки, соединенной с рабочей гайкой.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к механизмам вертикального перемещения, используемым в винтовых подъемниках. Известна передача типа "винт-гайка", содержащая винт с установленными на нем рабочей гайкой, соединенной с грузом, и вспомогательной гайкой, расположенной под рабочей гайкой. Гайки взаимодействуют между собой при помощи соединения "выступ-впадина". Недостатком данной конструкции является возможность падения подъемника, вызванная тем, что в случае среза резьбы рабочей гайки нагрузка передается на вспомогательную гайку, которая также может выйти из строя. При этом невозможно визуально определить, какая гайка воспринимает нагрузку, что может привести к длительной эксплуатации подъемника в аварийном состоянии и его падению. Наиболее близкой к заявляемой (прототипом) является передача типа "винт-гайка", содержащая винт с установленными на нем рабочей гайкой, соединенной с грузом, и вспомогательной гайкой и подшипник, расположенный на вспомогательной гайке с определенным зазором относительно рабочей гайки . Недостатком данной конструкции являются невозможность опускания груза при срезании резьбы и недостаточная надежность передачи. В случае срезания резьбы рабочая гайка вместе с грузом падает вниз и упирается во внешнее кольцо подшипника, что сопровождается ударом по нему и вследствие этого может привести к разрушению подшипника и заклиниванию внешнего и внутреннего колец относительно друг друга. Известна передача типа "винт-гайка" для вертикального перемещения груза, содержащая винт с установленными на нем рабочей гайкой, соединенной с грузом без проворота относительно него, и вспомогательной гайкой, расположенной под рабочей гайкой и связанной с ней, и упорный подшипник, расположенный на вспомогательной гайке. Недостатком этой конструкции являются невозможность опускания груза при срезании резьбы и недостаточная надежность передачи. Целью изобретения является повышение безопасности эксплуатации устройства путем обеспечения возможности опускания груза при срезании резьбы и надежности конструкции. Указанная цель достигается тем, что в передаче, содержащей винт с установленными на нем рабочей гайкой, соединенной с грузом без проворота относительно него, и вспомогательной гайкой, расположенной под рабочей гайкой и связанной с ней, и упорный подшипник, расположенный на вспомогательной гайке с зазором относительно рабочей гайки, рабочая и вспомогательная гайки связаны между собой посредством роликовой обгонной муфты, расположенной в радиальном зазоре между гайками, пластин, размещенных в пазах вспомогательной гайки, и установленной с зазором по отношению к ней под пластинами крышки, соединенной с рабочей гайкой. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена передача типа "винт-гайка", продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1. Передача типа "винт-гайка" содержит винт 1 с установленными на нем рабочей гайкой 2 и вспомогательной гайкой 3. Рабочая гайка соединена с грузом 4, без возможности проворота относительно него, через сферические подпятники 5 и 6 и воспринимает основную нагрузку. Вспомогательная гайка, не несущая нагрузки и служащая для предотвращения падения груза при срезе резьбы, расположена под рабочей гайкой. На вспомогательной гайке установлен упорный подшипник 7 с определенным зазором относительно рабочей гайки. Гайки взаимодействуют между собой через пластины 8, размещенные в пазах вспомогательной гайки, через установленную с минимальным зазором по отношению к ней крышку 9, соединенную с рабочей гайкой, и через роликовую обгонную муфту 10, расположенную в радиальном кольцевом зазоре между гайками с неподвижным соединением ее колец соответственно с рабочей и вспомогательной гайками при помощи шпонок 11 и 12. Передача типа "винт-гайка" работает следующим образом. Для вертикального перемещения груза винт 1, вращаясь вызывает поступательное движение рабочей гайки 2. При этом крышка 9, соединенная с рабочей гайкой, и пластины 8, установленные в пазах крышки и вспомогательной гайки 3, обеспечивают поступательное движение вспомогательной гайки совместно с рабочей, что обеспечивает сохранение определенного зазора между рабочей гайкой и упорным подшипником 7, установленным на вспомогательной гайке. Причем подшипник и роликовая обгонная муфта 10 не работают. При срезе резьбы рабочая гайка вместе с грузом падает вниз и непосредственно упирается в упорный подшипник, предназначенный для уменьшения сил трения между гайками. Через подшипник нагрузка передается на вспомогательную гайку, что вызывает многократное увеличение сил трения между этой гайкой и винтом. Пластины, предназначенные для фиксирования ненагруженной вспомогательной гайки относительно рабочей, подобраны таким образом, чтобы крутящий момент, вызывающий их срез, был значительное меньше момента сил трения между нагруженной вспомогательной гайкой и винтом. При попытке поднять груз из-за действия указанного момента сил трения винт приведет во вращательное движение вспомогательную гайку, чему не будет препятствовать роликовая обгонная муфта, а пластины, размещенные в пазах вспомогательной гайки и крышки, соединенные с рабочей гайкой, при этом будут срезаны. Следовательно, исключается подъем груза. При опускании груза муфта исключает проворот вспомогательной гайки вместе с винтом относительно рабочей гайки, что позволяет опустить груз. Использование предлагаемой передачи позволит повысить безопасность эксплуатации устройства путем обеспечения возможности опускания груза при срезании резьбы и повышения надежности конструкции.устройство для позиционирования оборудования - патент 2500609 (10.12.2013) | |
винтовой подъемник - патент 2459763 (27.08.2012) | |
электромеханический домкрат - патент 2412106 (20.02.2011) | |
устройство для позиционирования оборудования - патент 2317939 (27.02.2008) | |
устройство для позиционирования оборудования - патент 2283271 (10.09.2006) | |
винтовой домкрат - патент 2268236 (20.01.2006) | |
домкрат для автомобиля - патент 2220090 (27.12.2003) | |
устройство для позиционирования оборудования - патент 2210527 (20.08.2003) | |
блок подачи с гайкой с управляемой передачей усилия в системе винтового подъемника - патент 2181690 (27.04.2002) | |
винтовой домкрат - патент 2128142 (27.03.1999) |
Класс B66B9/02 приводимые в действие с помощью механических устройств, кроме тросов или канатов
привод - патент 2517023 (27.05.2014) | |
судовой подъемник - патент 2497743 (10.11.2013) | |
зубчато-реечная приводная система для нескольких направляющих опор - патент 2481263 (10.05.2013) | |
способ предотвращения наезда двух установленных в одной шахте лифтовой установки с возможностью движения лифтовых кабин и соответствующая лифтовая установка - патент 2464217 (20.10.2012) | |
подъемник горный - патент 2436723 (20.12.2011) | |
подъемное устройство для ограниченных пространств - патент 2390490 (27.05.2010) | |
привод для вертикальных лифтов - патент 2380309 (27.01.2010) | |
подъемник - патент 2374163 (27.11.2009) | |
лифт - патент 2341441 (20.12.2008) | |
подъемник - патент 2318719 (10.03.2008) |