поливочно-моечная машина
Классы МПК: | E01H3/04 стационарные устройства, например стационарные поливочные средства |
Автор(ы): | Ермилов А.Б., Серегин К.Н. |
Патентообладатель(и): | Московский государственный автомобильно-дорожный институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-03 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: для летнего содержания дорог. Сущность изобретения: поливочно-моечная машина содержит базовый автомобиль с цистерной и насосом, и водяную рампу с форсунками, снабженную силовым цилиндром. Водяная рампа установлена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости. Соединенный с ней силовой цилиндр связан трубопроводом со следящим гидроцилиндром, который шарнирно соединен с центробежным регулятором, смонтированным на выходном валу коробки передач базового автомобиля. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
ПОЛИВОЧНО-МОЕЧНАЯ МАШИНА, содержащая базовый автомобиль с коробкой передач, цистерну с насосом и водяную рампу с форсунками, имеющую силовой цилиндр управления, отличающаяся тем, что водяная рампа установлена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, а соединенный с нею силовой цилиндр управления сообщен трубопроводом со следящим гидроцилиндром, который шарнирно соединен с центробежным регулятором, смонтированным на выходном валу коробки передач.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машинам для летнего содержания автомобильных дорог. Известна конструкция поливочно-моечной машины, содержащая базовый автомобиль, цистерну, водяной насос и моечные сопла. Недостаток известной конструкции состоит в том, что моечные сопла при ширине мойки, существенно превышающей габаритную ширину машины, обеспечивают удельный расход воды, в среднем равный 1 кг/м2 площади мойки, что характеризует низкую эксплуатационную производительность машины вследствие частых пробегов ее к месту заправки цистерны водой. Время непрерывной мойки при этом составляет не более 10-15% времени рабочего цикла машины. Прототипом изобретения является поливочно-моечная машина, содержащая базовый автомобиль, цистерну с насосом и водяную рампу с форсунками, снабженную силовым цилиндром управления. Форсунки водяной рампы направлены под углом 70-80о к дорожному покрытию и обеспечивают удельный расход воды 0,3-0,5 кг/м2 площади мойки при соответствующем увеличении эксплуатационной производительности машины в 1,5-2 раза. Силовой цилиндр имеет гидравлическую связь с трансмиссией машины и обеспечивает автоматическое изменение угла установки водяной рампы в горизонтальной плоскости в зависимости от скорости движения машины, тем самым оптимизируя угол скатывания вбок водяного вала, захватывающего загрязнения на дороге. Недостаток прототипа состоит в том, что, как показали последние теоретические исследования, для образованных рампой моющих секторов оптимальный угол встречи с дорогой составляет 90о. Угол скатывания вбок водяного вала перестает зависеть от скоростей машины и водяных струй в моющих секторах. Таким образом, в оптимальных условиях, когда угол встречи моющих секторов с дорогой равен 90о, теряет смысл автоматическая регулировка угла установки водяной рампы в горизонтальной плоскости в зависимости от скорости движения машины. Кроме того, изменение угла установки рампы в плане приводит к соответствующему изменению ширины мойки и производительности машины. В то же время в процессе мойки на переднюю поверхность моющих секторов оказывает аэродинамическое воздействие встречный поток воздуха со скоростью, равной скорости движения машины, и водяной вал своей задней гранью. Силы аэродинамического воздействия встречного потока воздуха и гидродинамического воздействия водяного вала прямо пропорциональны квадрату скорости машины и искривляют моющие секторы в вертикальной плоскости движения машины. Если в оптимальных условиях при номинальной скорости угол встречи моющих секторов с дорогой равен 90о, то с ростом скорости машины этот угол становится меньше 90о, а моющие секторы приобретают отрицательный наклон относительно дороги (загибаются назад), что ухудшает качество мойки. Чтобы компенсировать аэро- и гидродинамическое воздействия, необходимо изменение угла установки форсунок водяной рампы в зависимости от скорости машины. Цель изобретения - повышение эффективности мойки дорожного покрытия путем автоматического изменения установки форсунок в вертикальной плоскости относительно дороги в зависимости от скорости базового автомобиля. Для этого водяная рампа установлена с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости, а соединенный с ней силовой цилиндр связан трубопроводом со следящим гидроцилиндром, который шарнирно соединен с центробежным регулятором, смонтированным на выходном валу коробки передач базового автомобиля. Для выявления соответствия изобретения критериям "новизна" и "существенные отличия" проанализируем существенные признаки изобретения, известные из других технических решений. Например, известна конструкция поливочно-моечной машины, содержащей насос и водяную рампу с форсунками, которые снабжены тахогенератором, связанным с двигателем базового автомобиля, и устройством, обеспечивающим изменение давления воды в форсунках в параболической зависимости от скорости машины. Однако такая конструкция подразумевает установку форсунок под фиксированным углом в вертикальной плоскости относительно дороги, а автоматическое изменение давления воды приводит к соответствующему изменению расхода воды и эксплуатационной производительности машины. Увеличение давления воды и соответствующий экспоненциальный рост скорости воды в моющих секторах хотя и компенсируют в определенной мере гидродинамическое влияние водяного вала на искривление моющих секторов, но совершенно не влияют на такое искривление под действием аэродинамического фактора. Известна также конструкция центробежного регулятора, связанного с валом двигателя транспортного средства. Однако этот центробежный регулятор соединен с топливным насосом двигателя и предназначен для автоматического управления подачей топлива и частотой вращения двигателя. Таким образом, несмотря на сходство по отдельным признакам с известными устройствами, предложенное изобретение обладает новой совокупностью признаков, обеспечивающей выполнение принципиально новой задачи автоматического управления моечным оборудованием. Это позволяет сделать вывод, что предложенное изобретение соответствует критериям "новизна" и "существенные отличия". На фиг. 1 схематично показана поливочно-моечная машина, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху на машину; на фиг.3 - соединение силового цилиндра с водяной рампой; на фиг. 4 - гидрокинематическая схема управления рампой; на фиг. 5 - схема соединения центробежного регулятора с гидроцилиндром. Поливочно-моечная машина содержит базовый автомобиль 1 с цистерной 2, на котором при помощи рамы 3, снабженной гидроцилиндром подъема 4, смонтирована посредством шарниров 5 с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости водяная рампа 6, шарнирно связанная с силовым цилиндром управления 7. Рампа 6 снабжена форсунками 8 и соединена трубопроводом 9 с насосом 10, который карданной передачей 11 кинематически связан через раздаточную коробку 12 с коробкой передач 13, обычным образом соединенной с двигателем 14 базового автомобиля и посредством карданной передачи 15 - с дифференциалом 16 ведущего моста базового автомобиля. Силовой цилиндр 7 водяной рампы 6 связан трубопроводом 17 со следящим гидроцилиндром 18, который шарнирно соединен с центробежным регулятором 19, смонтированным на выходному валу 20 коробки передач 13. Центробежный регулятор 19 выполнен в виде шарнирно закрепленных на валу 20 рычагов 21 с инерционными грузами 22 на концах, которые снабжены возвратными пружинами растяжения 23 и контактируют с упорами 24 втулки 25, установленной с возможностью осевого перемещения на валу 20 и соединенной шарниром 26 со следящим гидроцилиндром 18. Поршневая полость следящего гидроцилиндра 18 соединена трубопроводом 17 со штоковой полостью силового цилиндра 7. Поршневые полости цилиндров 7 и 18 снабжены пружинами сжатия (на чертеже не показаны). При мойке дорожного покрытия 27 моющие секторы 28, которые образованы струями на выходе из форсунок 8 рампы 6, обеспечивают движение по дорожному покрытию водяного вала 29, перемещающегося с переносной скоростью вместе с машиной в направлении, указанном стрелкой А, и одновременно скатывающегося вбок вместе с загрязнениями с относительной скоростью по стрелке Б. Форсунки 8 установлены под углом![поливочно-моечная машина, патент № 2025557](/images/patents/448/2025006/945.gif)
![поливочно-моечная машина, патент № 2025557](/images/patents/448/2025006/945.gif)
![поливочно-моечная машина, патент № 2025557](/images/patents/448/2025006/945.gif)
![поливочно-моечная машина, патент № 2025557](/images/patents/448/2025039/946.gif)
![поливочно-моечная машина, патент № 2025557](/images/patents/448/2025006/945.gif)
![поливочно-моечная машина, патент № 2025557](/images/patents/448/2025006/945.gif)