дисковый тормоз
Классы МПК: | F16D55/40 с гидравлическим или пневматическим приводом, расположенным в тормозе или на нем |
Патентообладатель(и): | Беганский Станислав Александрович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-20 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: в транспортном машиностроении, преимущественно в трансмиссиях тракторов. Сущность: дисковый тормоз состоит из размещенных в корпусе 1 тормозных дисков 4, связанных с тормозным валом 9, нажимных дисков 10, оснащенных лунками 11 и расположенными в них шариками 12, а также закрепленными на дисках 10 возвратными пружинами 15. Тормозные диски 4 связаны с зубчатыми венцами 7 барабана 8, установленного на тормозном валу 9, а зубчатые венцы 7 отделены друг от друга кольцевым желобом 16 и снабжены симметрично расположенными пазами 18. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ, состоящий из корпуса, закрепленного на корпусе трансмиссии трактора, размещенных в нем тормозных дисков с расположенными с двух сторон фрикционными накладками и с зубчатыми венцами, посредством которых они связаны с тормозным валом, выполненных в виде колец нажимных дисков с лунками и размещенными в них шариками, возвратными пружинами, закрепленными на уровне внутренних диаметров нажимных дисков, приводными рычагами и тягами, отличающийся тем, что с целью повышения его надежности и долговечности путем снижения нагрузок, воздействующих на зубчатые венцы тормозных дисков, и повышения их несущей способности, тормоз снабжен установленным на тормозном валу барабаном, выполненным с двумя зубчатыми венцами, контактирующими с зубчатыми венцами тормозных дисков, с расположенным между ними кольцевым желобом, внутренняя поверхность которого выполнена радиусом, меньшим расстояния от продольной оси тормозного вала до поверхности возвратных пружин, и с расположенными по наружному диаметру венцов барабана по крайней мере двумя симметрично размещенными пазами шириной, большей расстояния между крайними точками крепления возвратных пружин, и глубиной, равной расстоянию от наружного диаметра зубчатых венцов барабана до внутренней поверхности желоба. 2. Тормоз по п.1, отличающийся тем, что с целью повышения его ремонтоспособности, он снабжен установленными в выполненных в нажимных дисках радиальных отверстиях стержнями, соединенными с пружинами.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозам подъемно-транспортных, строительно-дорожных и транспортных машин, и может быть использовано в трансмиссиях тракторов. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности тормоза путем снижения нагрузок, воздействующих на зубчатые венцы тормозных дисков во время работы тормоза, и повышение их несущей способности, а также ремонтоспособности узла путем оснащения его нажимных дисков деталями, выполненными отдельно от последних и которые в случае их поломки могут быть заменены без замены самих дисков. На фиг. 1 изображен дисковый тормоз, поперечный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1. Дисковый тормоз состоит из корпуса 1, закрепленного посредством болтов 2 на корпусе 3 трансмиссии трактора. В корпусе размещены тормозные диски 4 с расположенными на них с двух сторон фрикционными накладками 5. Тормозные диски оснащены зубчатыми венцами 6, посредством которых они связаны с двумя зубчатыми венцами 7 барабана 8, установленного на тормозном валу 9. В корпусе размещены также выполненные в виде колец нажимные диски 10, снабженные лунками 11 с размещенными в них шариками 12. На внутренних диаметрах нажимных дисков 10 посредством стержней 13, установленных в радиальных отверстиях 14, выполненных в нажимных дисках 10, закреплены возвратные пружины 15. Зубчатые венцы 7 барабана 8 отделены друг от друга кольцевым желобом 16, внутренняя поверхность которого 17 выполнена радиусом R, меньшим расстояния L1 от продольной оси тормозного вала 9 до поверхности возвратных пружин 15. Зубчатые венцы 7 снабжены симметрично расположенными пазами 18, выполненными шириной L2, большей расстояния между крайними точками крепления (стержнями 13) возвратных пружин 15, и глубиной l3, равной расстоянию от наружного диаметра зубчатых венцов 7 барабана 8 до внутренней поверхности 17 желоба 16. Пазы 18 предназначены для обеспечения возможности сборки тормоза (введения стержней 13 с размещенными на них возвратными пружинами 15 в желоб 16, в котором упомянутые элементы перемещаются в процессе работы тормоза при повороте нажимных дисков 10). Нажимные диски 10 снабжены рычагами 19 и тягами 20 и 21, предназначенными для управления тормозом. Тормоз работает следующим образом. При торможении посредством тяг 20 и 21 и рычагов 19 поворачивают нажимные диски 10 друг относительно друга, в результате чего шарики 12, перемещаясь в лунках 11, раздвигают нажимные диски 10 и поджимают вращающиеся диски 4 к поверхностям трения корпуса 1 тормоза и корпуса 3 трансмиссии. Под действием возникающего при этом тормозного момента тормозные диски 4 останавливаются, а вместе с ними останавливаются барабан 8 и тормозной вал 9, на котором жестко установлен барабан 8. После снятия усилия с тяги 21 нажимные диски 10 возвратными пружинами 15 возвращаются в исходное положение и тормозной вал 9 растормаживается. В случае поломки стержней 13 оставшиеся в отверстиях 14 их части выбиваются из отверстий дисков 10 и на их место устанавливаются новые стержни, в результате чего диски вновь становятся пригодными к работе. Закрепив на дисках 10 посредством новых стержней 13 возвратные пружины 15, диски вновь используют в дисковом тормозе. Дисковый тормоз более надежен, долговечен и ремонтопригоден.Класс F16D55/40 с гидравлическим или пневматическим приводом, расположенным в тормозе или на нем