ленточный тормоз
Классы МПК: | F16D65/813 с закрытой системой охлаждения |
Автор(ы): | Вольченко Александр Иванович[UA], Вольченко Диана Анастасиевна[UA], Балаболин Сергей Викторович[UA], Копей Игорь Богданович[UA] |
Патентообладатель(и): | Ивано-Франковский институт нефти и газа (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-06-21 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: в ленточных тормозах буровых лебедок. Сущность: ленточный тормоз содержит фрикционный обод с воздушным охлаждающим устройством, выполненным в виде установленных на его торцах труб с открытым и герметичным концами. Трубы имеют переменный профиль с большим диаметром сечения со стороны открытого конца и меньшим - со стороны герметичного конца. В ободе выполнены конические продольные отверстия с конфузорным сечением со стороны свободного конца обода и с диффузорным сечением со стороны защемленного конца обода. В ободе выполнены также цилиндрические отверстия, сообщающиеся с рабочей поверхностью тормоза и коническими отверстиями. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ЛЕНТОЧНЫЙ ТОРМОЗ, содержащий фрикционный обод, закрепленный одним из своих концов на ступице, тормозную ленту с фрикционными накладками, воздушное охлаждающее устройство, имеющее трубы, установленные на торцах обода на карнизах и выполненные с открытым и герметичным концами, а также с переменным профилем, имеющим больший диаметр сечения со стороны открытого конца и меньший со стороны герметичного конца, отличающийся тем, что с целью повышения долговечности пар трения путем интенсификации их естественного охлаждения в зависимости от частоты вращения обода барабана, трубы сообщены между собой через фрикционный обод посредством выполненных в нем продольных конических отверстий, имеющих со стороны свободного конца обода конфузорное сечение, а со стороны защемленного конца - диффузорное сечение, при этом в ободе выполнены цилиндрические отверстия, сообщающиеся с рабочей поверхностью тормоза и коническими отверстиями.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ленточных тормозах буровых лебедок. Известен ленточный тормоз, в котором между ободом и ступицей выполнена кольцевая щель, а раздаточные сопла охлаждающего устройства установлены по торцу обода и ступицы и направлены в сторону кольцевой щели. Недостатком конструкции является то, что необходимо затрачивать энергию на подачу воздуха в кольцевую щель, сложность конструкции и низкая эффективность охлаждения. Известен ленточный тормоз, в котором трубы установлены на торцах обода и выполнены с открытым и герметичным концами, а также с переменным профилем, имеющим больший диаметр сечения у открытого конца и меньший - у герметичного конца, раздаточные сопла выполнены с постоянными по всей длине сечениями, при этом сечения сопл выполнены дискретно увеличивающимися от открытого конца трубы к герметичному концу и направлены на поверхности трения обода. Ленточный тормоз имеет тот недостаток, что не обеспечивается направленная подача охлаждающего воздуха на поверхности тормоза, что сказывается на эффективности его охлаждения. Целью охлаждения является повышение долговечности пар трения тормоза путем интенсификации их естественного охлаждения в зависимости от частоты вращения обода барабана. Это достигается тем, что трубы сообщены между собой через фрикционный обод посредством выполненных в нем продольных конических отверстий, имеющих со стороны свободного конца обода конфузорное сечение, а со стороны защемленного конца - диффузорное сечение, при этом в ободе выполнены цилиндрические отверстия, сообщающиеся c рабочей поверхностью тормоза и коническими отверстиями. По сравнению с аналогом и прототипом предложенное техническое решение имеет следующие отличительные признаки: достигается направленная подача охлаждающего воздуха на поверхности трения тормоза; обеспечивается удаление продуктов износа из поверхностей трения; достигается снижение теплонагруженности пар трения, способствующее повышению эксплуатационных параметров тормоза и долговечности его пар трения. На фиг.1 изображен ленточный тормоз, продольный разрез; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1. Ленточный тормоз содержит фрикционный обод 1 со ступицей 2, тормозную ленту 3 с фрикционными накладками 4. На торцах 5 фрикционного обода 1 с помощью карнизов 6 закреплено охлаждающее устройство, имеющее трубы 7 разного продольного сечения больше со стороны свободного конца обода, а меньшего - со стороны его защемленного конца. Трубы 7 имеют также переменный профиль, изменяющийся от максимального до минимального значения. Труба 7 со стороны максимального профиля открыта, а со стороны минимального - герметизирована. Трубы 7 соединены между собой через фрикционный обод продольными коническими отверстиями 8, имеющих со стороны свободного конца конфузорное сечение, а со стороны защемленного конца - диффузорное сечение, в которые установлены их отростки 9, связанные через поперечные цилиндрические отверстия 10 с рабочей поверхностью пар трения 11. Ленточный тормоз работает следующим образом. При взаимодействии фрикционного обода с фрикционными накладками 4 кинетическая энергия, выделяемая в виде теплоты, аккумулируется во фрикционном ободе. Для интенсивного рассеивания теплоты в окружающую среду при вращении фрикционного обода воздух, захватываемый трубами 7, через конические 8 и цилиндрические 10 отверстия направленно подается на поверхности пар трения 11 тормоза. Выполнение труб 7 разного продольного сечения со стороны свободного конца обода, а с переменным профилем - увеличивает скорость движения воздуха в них за счет перепада давления по их длине. Такие же функции выполняют и продольные конические отверстия 8 фрикционного обода. При этом охлаждающее устройство работает как при замкнутом, так и при разомкнутом тормозе и интенсивность охлаждения пропорциональна частоте вращения фрикционного обода тормоза.Класс F16D65/813 с закрытой системой охлаждения