зубчатоременная передача
Классы МПК: | F16H7/02 ременные, в том числе с клиновидными ремнями |
Патентообладатель(и): | Турменко Анатолий Иванович[UA] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-11-13 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: машиностроение, в ременных передачах. Сущность изобретения: зубчатый ремень выполнен с чередующимися прямыми и косыми зубьями одинакового направления. Каждый из косых зубьев сочленен в торцах с двумя смежными прямыми зубьями. На ведущем и ведомом шкивах выполнены впадины, соответствующие зубьям ремня. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущий и ведомый шкивы и охватывающий их бесконечный ремень с косыми зубьями, отличающаяся тем, что она снабжена расположенными между косыми зубьями прямыми зубьями, косые зубья выполнены одинакового направления и каждый из них сочленен в торцах с двумя смежными прямыми зубьями, а каждый прямой и косой зуб ремня взаимодействуют с соответствующей впадиной на шкивах.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и служит для передачи энергии и преобразования угловых скоростей и крутящих моментов. Известна прямозубая зубчатоременная передача, обладающая большой мощностью, постоянством передаточного отношения, широким диапазоном передаточных отношений и высоким КПД [1]. Однако передача имеет недостаток - сползание ремня. Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является передача с чередующимися на ремне косыми зубьями правого и левого направлений [2] . Однако эта передача не обеспечивает максимально возможную нагрузку, которая достигается за счет сочленения зубьев в торцах. Наличие зубьев противоположных направлений усложняет ее конструкцию. Целью изобретения является повышение нагрузки и упрощение конструкции передачи. Это достигается тем, что ремень содержит чередующиеся прямые и косые зубья одинакового направления, сочлененные в торцах. Каждый косой зуб соединен в торцах с двумя смежными прямыми зубьями, образуя Z-образное сочленение. Сочленение зубьев увеличивает их жесткость и поперечное сечение ремня. Отсюда повышение нагрузки передачи. Как и в прототипе, смежные зубья образуют острый угол. Наличие на ремне прямых и косых зубьев одинакового направления упрощает технологию изготовления передачи. На фиг. 1 показана заявленная передача; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - поперечное сечение Б-Б на фиг.2. Передача включает ведущий 1 и ведомый 2 шкивы и бесконечный самоцентрирующийся ремень 3. Сочлененные в торцах прямые 4 и косые 5 зубья взаимодействуют соответственно с впадинами 7 и 8 на шкивах. Металлотрос 6 обеспечивает жесткость ремня и постоянство шага его зубьев, а следовательно, и постоянство передаточного отношения. Тянущий слой зубчатого ремня - металлотрос - заключен в резиновый массив на основе бутадиен-нитрильных каучуков, наирита, реже из полиуретана. Для кинематических передач применяют ремни с тянущим шнуровым слоем из стекловолокна или полиэфирного волокна. Материал ремня маслостоек. Зубчатоременную передачу применяют при мощности до 100 кВт в диапазоне окружных скоростей до 50 м/с. Передаточные отношения до 12, наибольший КПД 0,98. Передача работает следующим образом. При вращении ведомого шкива 1 зубчатый ремень 3 приходит в движение. Его прямые и косые зубья 4 и 5 заходят в зацепление соответственно с впадинами 7 и 8 на шкивах и ремень передает энергию от ведущего шкива к ведомому. При этом происходит преобразование угловых скоростей и крутящих моментов в заданном соотношении.Класс F16H7/02 ременные, в том числе с клиновидными ремнями