механическое уплотнение
Классы МПК: | F16J15/28 с уплотняющими металлическими кольцами |
Патентообладатель(и): | Захаров Борис Семенович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-03 публикация патента:
30.12.1994 |
Сущность изобретения: в цилиндре установлены плунжер с упругой обоймой. В обойме размещены притертые друг к другу и поджатые к плунжеру в противоположных направлениях пары жестких колец с эксцентричными отверстиями. Несколько пар колец повернуты друг относительно друга с делением окружности цилиндра на равные части продольными плоскостями, проходящими через эксцентриситет колец каждой пары, и с поворотом в противоположном направлении каждой пары колец относительно предыдущей. На внутренних цилиндрических поверхностях в зоне их макс. ширины выполнены продольные пазы. Обойма привулканизирована к корпусу плунжера. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
МЕХАНИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ плунжера скважинного насоса, содержащее установленные в цилиндре плунжер с упругой обоймой, в которой размещены притертые одна к другой и поджатые к плунжеру в противоположных направлениях пары жестких колец с эксцентричными отверстиями, отличающееся тем, что уплотнение выполнено в виде нескольких пар колец, повернутых одна относительно другой с делением окружности цилиндра на равные части продольными плоскостями, проходящими через эксцентриситет колец каждой пары и с поворотом в противоположном направлении каждой пары колец относительно предыдущей, при этом на внутренних цилиндрических поверхностях в зоне их максимальной ширины выполнены продольные пазы, а упругая обойма привулканизирована к корпусу плунжера.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтяному и газовому машиностроению и может быть использовано в скважинных насосах плунжерного типа. Целью изобретения является повышение надежности уплотнений за счет создания максимального гидравлического сопротивления в зазоре между цилиндром и плунжером насоса. На фиг. 1 изображено предложенное уплотнение, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 показана в качестве примера схема установки пакета из четырех пар колец. Уплотнение включает цилиндр 1, в котором размещен плунжер 2, на корпусе плунжера 2 имеется упругая обойма 3, на которой размещены жесткие эксцентричные кольца 4. Кольца 4 установлены попарно так, что центры их эксцентрично смещенных окружностей развернуты на 180о. Внутренние цилиндрические поверхности колец в местах своей наибольшей ширины имеют продольные пазы 5. Уплотнение работает следующим образом. При установке плунжера 2 с эксцентричными кольцами 4 в цилиндр 1 центры наружных поверхностей колец стремятся совпасть с осью цилиндра, а внутренние поверхности колец вдавливаются в упругую обойму 3 тем больше, чем больше эксцентриситет кольца. Упругая обойма 3 прижимает эксцентричные кольца 4 в месте их наибольшей ширины к стенкам цилиндра 1. При этом резина обоймы частично затекает в паз 5. В местах прижатия колец 4 к цилиндру 1 (см.фиг. 2, точки а-г) зазор равен нулю. С противоположной от точки касания стороны зазор между кольцом и цилиндром максимальный. Однако ввиду того, что кольца 4 по торцам плотно прижаты одно к другому и развернуты, между стенками цилиндра и набором колец образуется сложная лабиринтная щель и, следовательно, большое гидравлическое сопротивление потоку жидкости. Для того, чтобы утечки через уплотнение плунжера были минимальными и с целью получения равномерного износа стенок цилиндра, предлагается эксцентричные кольца устанавливать так, чтобы точки касания колец делили окружность цилиндра на равные части. Например, если в пакете имеется четыре кольца, то кольца развернуты под 90о одно относительно другого, причем первое и второе кольца развернуты под 180о, а вторая пара повернута относительно первой на 90о (см.фиг.2). Еще больший эффект можно получить, если кольца устанавливать попарно, причем так, чтобы зазор в щели не получился в виде винта. Для этого каждую последующую пару колец, начиная с третьей, нужно поворачивать в сторону, противоположную повороту предыдущей пары. В этом случае поток жидкости (утечка) будет резко менять направление движения и в щели будет создаваться дополнительное гидравлическое сопротивление. На фиг. 3 показан пример установки пакета колец из четырех пар. Стрелки указывают направление поворота пары колец по отношению к предыдущей. Устанавливая несколько пакетов, можно добиться равномерного износа цилиндра и минимальной утечки, причем пакеты могут состоять из трех, четырех, пяти и т.д. пар колец. Выполнение на внутренних поверхностях, на их широких участках, продольных пазов 5 (см.фиг.2) позволяет более надежно фиксировать каждое кольцо 4 на упругой обойме 3 за счет затекания массы резины в указанные пазы и предотвращения углового смещения колец во время работы. Упругая обойма 3 за счет того, что она привулканизирована к поверхности плунжера 3, надежно зафиксирована на плунжере. Предложенное уплотнение плунжера имеет следующие положительные свойства: износ пары трения плунжер-цилиндр компенсируется за счет упругих свойств резиновой обоймы, причем сама резина не подвергается износу, т.е. уплотнение будет более долговечным; уплотнение работоспособно на изношенных цилиндрах; герметичность узла плунжера со временем повышается за счет притирки; плунжер легко поддается ремонту; уменьшена вероятность заклинивания плунжера в цилиндре.Класс F16J15/28 с уплотняющими металлическими кольцами
пневматический привод со струйным двигателем - патент 2258841 (20.08.2005) | |
сальниковое устройство для контрольно-технологического оборудования металлургического агрегата - патент 2125675 (27.01.1999) | |
уплотнение - патент 2124662 (10.01.1999) | |
уплотнение вращающегося вала - патент 2104433 (10.02.1998) | |
разрезное уплотнительное кольцо - патент 2023921 (30.11.1994) | |
уплотнительный узел - патент 2018751 (30.08.1994) |