щетка для электрической машины
Классы МПК: | H01R39/18 контакты, взаимодействующие с коллектором или контактным кольцом, например контактная щетка |
Автор(ы): | Смазнов Петр Петрович[RU], Реморов Андрей Алексеевич[RU], Чикунов Олег Владимирович[RU], Белоглазов Владимир Витальевич[RU], Остин Антон[GB] |
Патентообладатель(и): | Смазнов Петр Петрович[RU], Реморов Андрей Алексеевич[RU], Чикунов Олег Владимирович[RU], Белоглазов Владимир Витальевич[RU], Остин Антон[GB] |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-07 публикация патента:
30.12.1994 |
Использование: в тяговых электрических машинах. Сущность изобретения: в щетке, содержащей тело щетки и установленную на нем накладку, выполненную из резины, шприцованной в аксиальном направлении щетки, верхняя часть накладки выполнена в форме выпуклой сферы с радиусом R в поперечном сечении накладки, причем максимальная высота h накладки, радиус R сферической поверхности накладки и радиальный размер r щетки связаны соотношениями. 1 табл., 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
ЩЕТКА ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащая тело щетки и установленную на нем накладку, выполненную из резины, шприцованной в аксиальном направлении щетки, отличающаяся тем, что верхняя часть накладки выполнена в форме выпуклой сферы с радиусом R в поперечном сечении накладки, причем максимальная высота h накладки, радиус R сферической поверхности накладки и радиальный размер r щетки связаны следующими отношениями: h / r = 0,2 - 0,3; R / r = 0,2 - 1,0; h / R = 0,2 - 0,8.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике и касается щеток для электрических машин, работающих в условиях повышенных электрических и вибрационных нагрузок, например тяговых электрических машин. Известны конструкции щеток для электрической машины, содержащие шприцованные в аксиальном направлении резиновые накладки с определенными соотношениями размеров накладки и щетки - прототип [1]. Недостаток данных щеток заключается в том, что отношение радиального размера накладки к радиальному размеру щетки не превышает 0,19. Такое отношение указанных размеров при выполнении в форме сферы внешней поверхности накладки не обеспечивает удовлетворительную эксплуатацию щеток на электрических машинах при повышенных электрических, вибрационных и ударных нагрузках, что сопровождается увеличением износа щеток и электрических потерь в скользящем контакте. Известны конструкции щеток для тяговых электродвигателей локомотивов железнодорожного транспорта, содержащие прессованные индивидуальным прессованием резиновые накладки, которые фиксируются на токоведущих проводах, закрепленных в щетках методом конопатки - аналог [2]. Недостатком данных щеток являются низкие амортизационные свойства накладок, сложность их изготовления, в результате чего при повышенных электрических, вибрационных и ударных нагрузках щетки имеют повышенные электрические потери в контакте и значительный износ. Предложенная щетка лишена указанных недостатков. Отличия предложенной щеки для электрической машины заключаются в том, что в щетке, содержащей тело щетки и установленную на нем накладку, выполненную из резины, шприцованной в аксиальном направлении щетки, верхняя часть накладки выполнена в форме выпуклой сферы с радиусом R в поперечном сечении накладки, причем максимальная высота h накладки, радиус R сферической поверхности накладки и радиальный размер r щетки связаны следующими соотношениями:h:r = 0,2-0,3;
R:r = 0,2-1;
h:R = 0,2-0,8. На фиг. 1 представлена щетка, вид сбоку; на фиг. 2 - показан разрез А-А на фиг. 1. Щетка 1 состоит из двух одинаковых разрезных элементарных частей 2 и 3. На них установлена шприцованная в аксиальном направлении резиновая накладка 4, которая фиксируется на токоведущих проводах 5, закрепленных в щетке 1 методом конопатки. Шприцованная резиновая накладка в верхней части выполнена в форме выпуклой сферы 6 с радиусом R. Эта форма верхней части накладки, с одной стороны, является универсальной для всех типов нажимных устройств, а с другой - весьма эффективной для обеспечения шприцевания резины. Накладки могут крепиться к щетке обычным способом путем их фиксации на токоведущих проводах с вырубкой для них отверстий, методом приклейки непосредственно к телу элементарных щеток или приклейки через технологическую прокладку, а также любым другим способом. Эффективность эксплуатации конструкции предложенных щеток обеспечивается достижением определенных соотношений размеров высоты, радиуса сферы накладки и радиального размера щетки. При увеличении соотношения h: r выше предлагаемого предела снижается срок службы щеток из-за уменьшения их радиуса, при снижении возрастают износ щеток и электрические потери в контакте. При меньших значениях соотношения R: r ухудшается токораспределение между разрезными элементарными частями, что приводит к ухудшению политурообразования и к увеличению износа щеток, при больших уменьшается срок службы из-за снижения ресурса. В случае соотношения h:R выше предложенного предела происходят случаи опрокидывания накладок и их смещение в эксплуатации, ниже предлагаемого предела ухудшаются условия шприцевания резиновых накладок. В таблице представлены результаты испытаний предложенной щетки на тепловозном тяговом электродвигателе ЭД118А при повышенных в 1,5 раза электрических и на 30% вибрационных и ударных нагрузках. Как следует из представленных данных, применение изобретения позволяет в 1,3-1,7 раза снизить износ щеток, на 10-17% уменьшить потери электрической энергии в контакте; улучшить состояние щеточно-коллекторного узла.
Класс H01R39/18 контакты, взаимодействующие с коллектором или контактным кольцом, например контактная щетка
щетка для электрических машин - патент 2416847 (20.04.2011) | |
составная разъемная щетка с замковой частью - патент 2365005 (20.08.2009) | |
щетка для электрической машины - патент 2274935 (20.04.2006) | |
щетка для электрической машины - патент 2150772 (10.06.2000) | |
контактный узел преимущественно для космических аппаратов - патент 2115981 (20.07.1998) | |
щетка для электрической машины - патент 2031498 (20.03.1995) |