способ возведения ледяной платформы
Классы МПК: | E02B17/00 Искусственные острова на сваях и подобных опорах, например платформы на подъемных опорах; способы их сооружения |
Автор(ы): | Гаранин И.Л., Гаранин Л.И., Гаранин Е.Л., Гаранин М.Л., Красовский К.Ю. |
Патентообладатель(и): | Научно-внедренческая фирма "ЭКО Патент" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-09-16 публикация патента:
09.01.1995 |
Использование: в ледяных сооружениях, в частности в способах формирования ледяной платформы при создании искусственных айсбергов из речного чистого льда, их транспортировке в странах с жарким климатом. Сущность изобретения: способ включает отделение от ледяного поля основания для платформы и формирование на поверхности основания ледяного массива из ледяных блоков. При этом в дельте реки размещают основание платформы, выполняют по форватеру две параллельные прорези, нарезают между прорезями блоки и образуют канал с чистой водой, по которому блоки сплавляют к ледяной платформе. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ПЛАТФОРМЫ, включающий отделение от ледяного поля основания для платформы, формирование на поверхности основания ледяного массива из ледяных блоков, отличающийся тем, что основание платформы размещают в дельте реки, выполняют по фарватеру реки две параллельные прорези, нарезают между прорезями блоки, образуют канал с чистой водой, по которому блоки сплавляют к основанию ледяной платформы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к возведению ледяных сооружений, в частности ледяной платформы и может найти применение в создании искусственных айсбергов из речного чистого льда для их транспортировки и использования в странах с жарким климатом, где добыча пресной воды является проблемой. Известен способ формирования ледяной платформы в шельфовых водах Арктики путем отделения от ледяного массива основания и намораживания на его поверхности морской воды (а.с. N 1129283, кл. Е 02 В 17/00, 1983). Недостатками известного способа являются длительные сроки изготовления платформы и сложность использования морского засоленного льда в качестве питьевой воды, поскольку требуется опреснительная установка для снижения засоленности морской воды. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому решению является способ, включающий формирование ледяного массива платформы из блоков морской воды в шельфовых водах Арктики. Недостатками прототипа являются невозможность использования в массиве платформы речного чистого льда и высокие трудозатраты при возведении платформы, так как транспортировка ледяных блоков к платформе осуществляется с использованием механических приспособлений. Проведенный поиск в патентной и технической литературе не выявил аналоги, близкие к предлагаемому решению, на основании чего сделан вывод о его существенных отличиях и новизне. Цель изобретения состоит в возможности использования в ледяном массиве платформы речного чистого льда. Поставленная цель достигается тем, что в дельте реки размещают основание платформы, выполняют по фарватеру две параллельные прорези, нарезают между прорезями блоки, образуют канал с чистой водой, по которому блоки сплавляют к ледяной платформе. На фиг. 1 в плане и фиг.2 в разрезе показана технология возведения ледяной платформы из блоков речного льда. Изготавливают платформу по следующей технологии: Для формирования ледяной платформы из чистого пресного льда используют реки Восточной Сибири, например Ангару. В глубоководной части дельты реки в конце зимнего периода, когда толщина поверхностного льда является максимальной и достигает 1,0-1,5 м в ледяном поле выполняют замкнутую прорезь с помощью буровой машины, имеющей вертикальное навесное режущее приспособление. Льдина больших размеров, отделенная от ледяного поля служит основанием 1 ледяной платформы. Одновременно с этим от центра основания 1 в продольном направлении фарватера реки, выполняют две параллельные прорези, расстояние между которыми принимают равным ширине ледяного блока. После этого выполняют нарезание блоков 2 также с помощью буровой машины. Для этого выполняют поперечные прорези на одинаковом расстоянии друг от друга. Таким образом изготавливают блоки размерами, 2х4х1,5, объемом 10-15 м3. Затем блоки 1, находящиеся рядом с основанием 1 затаскивают на поверхность очищенного льда с помощью лебедки и равномерно распределяют на поверхности основания, чтобы осадка платформы была одинаковой по всей ее площади. Для прочного соединения между собой торцевые поверхности блоков 2 поливают водой. По мере формирования ледяного массива платформы надводная ее часть становится выше поверхности льда, поэтому для затаскивания блоков используют наклонную плоскость 3, которую временно закрепляют на торце ледяного массива. Каждый блок затаскивают на платформу с помощью тросовой петли 4, которую предварительно надевают на блок 2. После извлечения первых блоков из реки между параллельными прорезями образуется канал 5 с чистой водой (майна), по которому блоки 2 под действием течения реки и собственного веса перемещаются самостоятельно к ледяному массиву платформы. Скорость естественного перемещения блоков по каналу 5 несколько меньше скорости воды. При формировании ледяной платформы массиве прокладывают холодопроводы, устанавливают аккумуляторы холода с холодильной установкой и другое оборудование, необходимо для охлаждения и транспортировки ледяного массива (система охлаждения и оборудование не показано). Изготовление ледяной платформы заканчивают к концу зимнего периода, а в конце весны платформу по свободной воде буксируют в море, откуда она начинает самостоятельное плавание к месту назначения. Объем ледяной платформы не должен превышать 500 тыс. м3, размеры 80х300х20 м. Это объясняется усложнением системы охлаждения, большой осадкой ледяного массива в воде, сроками строительства платформы. Ледяная платформа, основное назначение которой состоит в использовании речного льда в качестве питьевой воды, выполняют также роль транспортного средства. Большая площадь (25000 м2), грузоподъемность и прочность льда позволяют перевозить на ее поверхности и частично в трюмах большое количество разнообразных грузов с минимальными затратами электроэнергии. Платформу в процессе транспортировки можно использовать в качестве нефтяного танкера, хранилища продуктов (холодильника) и временного аэродрома. В результате использования платформы из речного чистого льда, намороженного, например из Байкальской воды, может быть получен большой экономический эффект.Класс E02B17/00 Искусственные острова на сваях и подобных опорах, например платформы на подъемных опорах; способы их сооружения