летательный аппарат с тормозным аэродинамическим устройством
Классы МПК:
F42B10/48 устройства для уменьшения дальности полета, дистабилизации или торможения; средства торможения падения
Автор(ы):
Даньшин Александр Петрович, Тараканов Игорь Александрович, Храпов Анатолий Викторович
Патентообладатель(и):
Даньшин Александр Петрович, Тараканов Игорь Александрович, Храпов Анатолий Викторович
Приоритеты:
подача заявки: 1991-12-24
публикация патента: 09.01.1995
Изобретение относится к летательным аппаратам, использующим для уменьшения скорости полета аэродинамические тормозные устройства. Летательный аппарат снабжен тросом 3, соединяющим полезную нагрузку 1 с отделяющейся хвостовой частью 2, расположенным и закрепленным на внешней поверхности корпуса летательного аппарата. При этом конец троса 3, соединенный с хвостовой частью 2, укреплен в центре аэродинамического давления последней, а длина отделяющейся хвостовой части 2 превышает калибр летательного аппарата. 2 ил.
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ТОРМОЗНЫМ АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВОМ, содержащий отделяемую хвостовую часть, соединенную с полезной нагрузкой с помощью троса, отличающийся тем, что трос закреплен вдоль образующей летательного аппарата на его наружной поверхности, при этом конец троса закреплен на отделяемой хвостовой части и установлен в центре аэродинамического давления последней, а длина хвостовой части превышает калибр летательного аппарата.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к летательным аппаратам, использующим для уменьшения скорости полета на конечном участке траектории различные аэродинамические устройства, и может быть использовано, например, в метеорологических ракетах. Известна ракета с аэродинамическим тормозным устройством [1], в которой в качестве тормозного устройства используются тормозные плоскости, смещаемые под действием силы сопротивления воздуха назад при снятии блокировки. Тормозные плоскости представляют собой преимущественно часть обшивки летательного аппарата. Метеорологическая ракета, выбранная в качестве прототипа, содержит отделяющуюся хвостовую часть, соединенную с полезной нагрузкой с помощью троса. К недостаткам прототипа относится то, что отделяющаяся хвостовая часть имеет тот же калибр, что и полезная нагрузка и при совместном движении (когда они соединены только тросом) хвостовая часть находится в аэродинамической тени, образующейся от полезной нагрузки. Таким образом эффект от такого тормозного устройства невысок и скорость полета полезной нагрузки уменьшается незначительно. Технической задачей изобретения является устранение указанного недостатка, а именно уменьшение скорости летательного аппарата на конечном участке траектории путем увеличения аэродинамического сопротивления тормозного устройства. Для решения технической задачи необходимо вывести отделяющуюся хвостовую часть из аэродинамической тени от полезной нагрузки. Это достигается разворотом отделяющейся хвостовой части поперек направления движения. Для этого оба конца троса прикреплены к внешней поверхности летательного аппарата, а сам трос расположен вдоль образующей указанной поверхности. При этом один из концов троса закреплен на полезной нагрузке, а другой - в центре аэродинамического давления отделяющейся хвостовой части, длина которой превышает калибр летательного аппарата. На фиг.1 изображен летательный аппарат с тормозным аэродинамическим устройством в исходном положении; на фиг.2 - то же, после отделения хвостовой части. Летательный аппарат с тормозным аэродинамическим устройством содержит полезную нагрузку 1, отделяющуюся хвостовую часть 2, соединенные тросом 3, закрепленным с помощью элементов 4 и 5. При этом элементом 4 трос 3 прикреплен к внешней поверхности полезной нагрузки 1, а элементом 5 - к внешней поверхности отделяющейся хвостовой части 2 в центре аэродинамического давления последней. После отделения хвостовая часть под действием аэродинамических сил разворачивается перпендикулярно направлению движения. Так как хвостовая часть 2 имеет длину А, которая превышает калибр летательного аппарата Б, то, разворачиваясь, она выходит из аэродинамической тени полезной нагрузки. Таким образом аэродинамическое сопротивление тормозного устройства увеличивается и скорость летательного значительно уменьшается. Использование изобретения позволяет увеличить эффективность тормозного аэродинамического устройства, уменьшить скорость полета при сохранении массогабаритных характеристик летательного аппарата.