B60L5/12 конструктивные особенности штанг и их опор
Автор(ы):
Рогов В.А., Рогова Т.В.
Патентообладатель(и):
Российский университет дружбы народов
Приоритеты:
подача заявки: 1991-10-28
публикация патента: 20.01.1995
Изобретение относится к транспорту. Сущность изобретения: корпус токосъемной штанги выполнен из концентричных слоев полимерных волокон, расположенных по винтовой линии, пространство между которыми заполнено полимерным связующим, причем полимерные волокна выполнены с поперечным сечением в виде равностороннего треугольника, а площадь поперечного сечения уменьшается в направлении от оси корпуса, при этом между слоями с винтовым расположением волокон размещены слои с расположением волокон вдоль оси корпуса. Токосъемная штанга надежная в работе. 2 ил.
ТОКОСЪЕМНАЯ ШТАНГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус, средство крепления на транспортном средстве и фиксатор для скользящего контакта, отличающаяся тем, что корпус выполнен из концентрических слоев полимерных волокон, расположенных по винтовой линии, пространство между которыми заполнено полимерным связующим, причем полимерные волокна выполнены в поперечном сечении в виде равностороннего треугольника, а площадь поперечного сечения уменьшается в направлении от оси корпуса, при этом между слоями с винтовым расположением волокон размещены слои с расположением волокон вдоль оси корпуса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в качестве токосъемной штанги, например, у троллейбусов. Известна токосъемная штанга транспортного средства, содержащая корпус и средство крепления в виде, например, проушины [1]. Известная конструкция сложна и недостаточно надежна. Известна токосъемная штанга транспортного средства (троллейбуса), содержащая токопроводящий корпус, средство крепления на транспортном средстве и фиксатор для скользящего контакта (лыжи) [2]. Корпус такой штанги имеет недостаточную жесткость и выполнен из токопроводящего материала, штанга имеет большой вес. Сущность изобретения заключается в том, что корпус выполнен из слоев полимерных волокон, расположенных по винтовой линии, пространство между которыми заполнено полимерным связующим, причем полимерные волокна выполнены с поперечным сечением в виде равностороннего треугольника, а площадь поперечного сечения волокон уменьшается в направлении от оси корпуса, при этом между слоями с винтовым расположением волокон размещены слои с расположением волокон вдоль оси корпуса. Поскольку треугольный профиль волокон позволяет получить жесткую упругую диэлектрическую конструкцию с малым весом, то это значительно повышает надежность при работе в любых условиях. Кроме того, надежность повышается за счет расположения волокон по винтовой линии (хорошо работают на кручение) и вдоль оси (на изгиб). На фиг. 1 представлена штанга, общий вид; на фиг. 2 показан разрез А-А на фиг. 1. Токосъемная штанга транспортного средства содержит корпус 1 с проушиной 2 для крепления и фиксатор 3 для скользящего контакта (не показан). Корпус выполнен из слоев 4 полимерных волокон, расположенных по винтовой линии, между которыми размещены слои 5 с расположением волокон вдоль оси корпуса 1. Пространство между волокнами заполнено полимерным связующим (не показано), причем полимерные волокна выполнены с поперечным сечением в виде равностороннего треугольника, а площадь поперечного сечения волокон уменьшается в направлении от оси корпуса. В корпусе имеется центральное отверстие 6 для токопровода (не показан). Штанга работает следующим образом. Корпус 1 посредством проушины 2 крепится к транспортному средству и подпружинивается к контактному проводу. При движении ток от контактного провода по токопроводу, расположенному в отверстии 6, передается к электродвигателю. Треугольный профиль волокон позволяет получить более плотную упаковку с минимальным слоем связующего, что позволяет увеличить жесткость конструкции. Расположение слоев 5 волокон вдоль оси корпуса 1 позволяет в лучшей степени воспринимать изгибные нагрузки, а слоев 4 - крутильные. Могут быть использованы базальтовые волокна, стекло и углеволокна, а связующее может быть использовано на основе эпоксидных или полиэфирных смол. Штанга выполнена с большой жесткостью, имеет малый вес и диэлектрические свойства, что повышает надежность ее эксплуатации. Поскольку при кручении напряжение на оси равно нулю, то в этом месте корпуса 1 выполнено центральное отверстие 6, а на периферии - максимально. Здесь уложено большое число тонких волокон, имеющих максимальные жесткость и прочность.