гидравлическая система
Классы МПК: | F15B11/04 для регулирования скорости |
Автор(ы): | Чмиленко Анатолий Александрович[UA], Сергеев Сергей Гаврилович[UA], Харченко Николай Михайлович[UA], Иванчук Михаил Иванович[UA], Кирилюк Анатолий Харитонович[UA] |
Патентообладатель(и): | Бородянский экскаваторный завод (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-09-16 публикация патента:
20.01.1995 |
Использование: гидропривод. Сущность изобретения: гидросистема содержит основной и дополнительный гидравлические контуры и насос с входным валом (В). В кинематически соединен с приводным двигателем муфтой через коробку передач. Муфта выполнена в виде двух полых втулок, вставленных одна в другую. При этом одна из них, имеющая внутренние шлицы, соединена с В2 насоса, а ее наружный зубчатый венец соединен с внутренним зубчатым венцом другой втулки. Втулка установлена в подшипнике в корпусе коробки передач и расточке вала отбора мощности. Дополнительный контур подключен к одной из секций основного гидрораспределителя. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, содержащая основной гидравлический контур, включающий насос с входным валом, кинематически соединенным с приводным двигателем через коробку передач, основной гидрораспределитель, предохранительный клапан, гидроцилиндры, связанные гидролиниями с насосом через гидрораспределитель и дополнительный контур, включающий гидроцилиндры, подключенные к насосу через гидрозамки и дополнительный гидрораспределитель, отличающаяся тем, что гидрораспределитель дополнительного контура подключен к основному гидрораспределителю, а насос соединен с двигателем через вал отбора мощности коробки муфтой, выполненной в виде двух полых втулок, вставленных одна в другую, при этом одна из них, имеющая внутренние шлицы, соединена с валом насоса, а ее наружный зубчатый венец соединен с внутренним зубчатым венцом другой втулки, установленной на подшипнике в корпусе коробки и валу отбора мощности и связанной с последним зубчатым венцом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к гидроприводам и может быть применено в гидросистемах сельхозмашин, строительно-дорожных машин и других транспортных средств. Известна гидросистема, содержащая основной гидравлический контур, включающий основной насос, связанный с приводным двигателем через муфту сцепления, распределитель, предохранительный клапан и гидроцилиндры, связанные с основным насосом через запорное устройство и распределитель, и дополнительный контур с дополнительным насосом, подключенным через напорный клапан, управляемый от напорной линии основного насоса к сливу основного контура и через обратный клапан - к напорной линии. При этом дополнительный насос подключен к приводному двигателю независимо от основного (авт.св. СССР N 1048188, кл. F 15 B 11/04, 1981). Недостатком этого устройства является то, что при выходе из строя основного насоса дополнительный насос, подключаясь к основному контуру, периодически подключается к сливу, что снижает надежность работы устройства. Другим недостатком является сложность соединения двух насосов с приводным двигателем. Известна также гидравлическая система, содержащая основной гидравлический контур, включающий насос с входным валом, связанным с приводным двигателем через коробку передач, основной распределитель, предохранительный клапан, гидроцилиндры, связанные гидролиниями с насосом через распределитель и дополнительный контур, включающий гидроцилиндры, подключенные к насосу через гидрозамки и дополнительный гидрораспределитель (Экскаватор одноковшовый ЭО-2611Б-3). Техническое описание и инструкция по эксплуатации 130.000.000 ТО, Житомир, 1988, с. 22, 26, рис. 5.8). Недостатком этого устройства является то, что при подключении дополнительного контура в основном контуре падает давление, что приводит к снижению надежности работы гидросистемы, а также то, что насос подключен к приводному двигателю через боковую шестерню, что увеличивает радиальную нагрузку на подшипники вала насоса, снижающую срок его службы, а также затрудняет техническое обслуживание насоса при его замене или техническом обслуживании. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности, а также облегчение технического обслуживания. Цель достигается тем, что гидравлическая система, содержащая основной гидравлический контур, включающий насос с входным валом, связанным с приводным двигателем через коробку передач, основной гидрораспределитель, предохранительный клапан, гидроцилиндры, связанные гидролиниями с насосом через распределитель и дополнительный контур, включающий гидроцилиндры, подключенные к насосу через гидрозамки и дополнительный гидрораспределитель, при этом гидрораспределитель дополнительного контура подключен к основному гидрораспределителю, а насос связан с двигателем через вал отбора мощности коробки передач муфтой, выполненной в виде двух полых втулок, вставленных одна в другую, при этом одна из них, имеющая внутренние шлицы, соединена с валом насоса, а ее наружный зубчатый венец соединен с внутренним зубчатым венцом другой втулки, установленной на подшипниках в корпусе коробки и валу отбора мощности и связанной с последним зубчатым венцом. При этом сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что гидросистема отличается от известной тем, что гидрораспределитель дополнительного контура подключен к основному гидрораспределителю, а насос соединен с двигателем через вал отбора мощности коробки муфтой, выполненной в виде двух полых втулок, вставленных одна в другую, пpи этом одна из них, имеющая внутренние шлицы, соединена с валом насоса, а ее наружный зубчатый венец соединен с внутренним зубчатым венцом другой втулки, установленной на подшипниках в корпусе коробки и валу отбора мощности, и таким образом заявляемое устройство соответствует критерию "Новизна". Благодаря наличию указанных отличительных признаков повышается надежность и долговечность, а также облегчается техническое обслуживание насоса гидросистемы. На фиг. 1 показана принципиальная схема гидросистемы; на фиг. 2 - конструктивная схема соединения насоса с двигателем. Гидравлическая система содержит основной гидравлический контур, включающий насос 1 с выходным валом 2, кинематически соединенным с приводным двигателем 3 через коробку 4 передач, основной гидрораспределитель 5, предохранительный клапан 6, гидроцилиндры 7, связанные гидролиниями 8 с насосом 1 через гидрораспределитель 5 и дополнительный контур, включающий гидроцилиндры 9, подключенные к насосу 1 через гидрозамки 10 и дополнительный гидрораспределитель 11, при этом дополнительный контур подключен к основному гидрораспределителю 5, а насос 1 соединен с двигателем 3 через вал 13 отбора мощности коробки 4 передач муфтой, выполненной в виде двух полых втулок 14, 15, вставленных одна в другую, при этом одна из них, имеющая внутренние шлицы 16, соединена с валом 2 насоса 1, а ее наружный зубчатый венец 17 соединен с внутренним зубчатым венцом 18 другой втулки 16, установленной в подшипнике 19 в корпусе 20 коробки 4 и валу 13 отбора мощности и связана с последним зубчатым венцом 21. При этом гидросистема также содержит бак 22 и может содержать другие необходимые элементы гидросистемы. При этом основной гидрораспределитель 5 может состоять, например, из трех секций 23-25. Гидравлическая система, например, экскаватора работает следующим образом. При включении приводного двигателя 3 крутящий момент от него через коробку 4 передач и вал 13 отбора мощности передается через муфту, выполненную в виде вставленных одна в другую втулок 14 и 15, на вал 2 насоса 1, который засасывает рабочую жидкость из бака 21 и подает ее к основному гидрораспределителю 5, а от него жидкость распределяется к исполнительным гидроцилиндрам 7 основного контура, а при включении одной из секций 25 основного гидрораспределителя 5 - к дополнительному гидрораспределителю 11, а уже от него через гидрозамки - к гидроцилиндрам 9. Для установки экскаватора на опоры необходимо включить секции 25 гидрораспределителя 5, а уже затем дополнительным гидрораспределителем 11 выдвигаются поочередно гидроцилиндры 9 опор и отвала. После этого оператор отключает секцию 25 основного распределителя 5 и приступает к работе основным оборудованием. При этом благодаря наличию втулок 14 и 15, вставленных одна в другую, вал 2 насоса 1 и вал 13 отбора мощности могут быть установлены с небольшим перекосом и компенсировать неточность изготовления, при этом дополнительная радиальная нагрузка не будет передаваться на входной вал 2 насоса 1, что существенно повысит его долговечность. Кроме того, соединение насоса 1 через такую муфту облегчит снятие и установку насоса 1 при его ремонте или техническом обслуживании.Класс F15B11/04 для регулирования скорости