Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при старте самолетов с аэродромов. Целью изобретения является повышение эффективности торможения ускорителя после взлета летательного аппарата. Ускоритель для запуска летательного аппарата содержит тележку с установленной на ней газовой турбиной 8 вторичного использования реактивной струи двигателя летательного аппарата (ЛА), тормозное устройство 4, направляющие и крюк для связи с летательным аппаратом. Тормозное устройство 4 выполнено в виде экрана (щитка), установленного на тележке. 1 ил.
УСКОРИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий тележку с установленной на ней газовой турбиной вторичного использования реактивной струи двигателя летательного аппарата, тормозное устройство, направляющие и крюк для связи с летательным аппаратом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности торможения ускорителя после взлета летательного аппарата, тормозное устройство выполнено в виде щитка, установленного на тележке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике и может использоваться при старте самолетов с аэродромов. Каждое ускорительное устройство имеет целью обеспечить старт летательного аппарата (ЛА) с минимальным разбегом (патент США 2845237, 1958). Это устройство предусматривает рельсовые направляющие на всю длину передвижения тележки, установку автономного реактивного двигателя и устройство парашютного торможения. Целью изобретения является использование энергии струи отбрасываемых газов ЛА. Указанная цель достигается тем, что к ЛА подъезжает тележка-ускоритель, имеющая газовую турбину, на лопатки которой действует реактивная струя двигателя. Торможение вытекающей струи экранированием, создаваемым лопатками турбины повышает эффективность двигателя, даже не прикасаясь к ЛА. Кроме того, поставленная цель достигается тем, что к ЛА через упругий толкатель присоединяется тележка, несущая на себе газовую турбину с приводом на ходовые колеса. Энергия, улавливаемая газовой турбиной, через колеса и рельсы в начале участка передается в виде поступательного мощного усилия летательному аппарату в период малоэффективности двигателей при низких скоростях. На чертеже показан общий вид ускорителя. Ускоритель содержит автономный реактивный двигатель 1, зацепитель 2, эластичный упор 3, тормозной экран 4, ходовое ведущее зубчатое колесо 5, сдвоенное с пневмобаллоном, рельс 6 редуктор 7, турбину 8. Перед стартом ЛА ускоритель 9 подъезжает к ЛА и на зацепитель 2 надевается трос эластичного упора 3. При запуске двигателя реактивная струя не ударяет в лопатки турбоколеса тележки, т.к. они расположены вне оси выхлопной струи. При начале форсажа турбоколесо смещается в сторону реактивной струи, возникает крутящий момент и мощный поступательный импульс передается летательному аппарату ЛА. Механизм смещения турбоколеса выполняется газовым силовым цилиндром (А) от реактивного газа. В виду большего усилия передаваемой тележкой в начале старта начальный участок стартовой дорожки должен иметь рельсовое зубчатое зацепление. По мере повышения скорости ЛА сцепление баллонов с покрытием дорожки будет достаточным для передачи снижающегося поступательного усилия и необходимость в рельсах отпадает. При отрыве ЛА от взлетной полосы реактивная струя ударяет в экран 4 и тормозит тележку. Одновременно автоматически срабатывает торможение колес. Возвращение ускорителя на исходную зону производится буксирно. Техническая эффективность определяется 40%-ной экономией горючего за период старта, а также снижением атмосферного загрязнения и затрат и повышением ресурса работы двигателя.