сливная пробка
Классы МПК: | F01M11/04 наполнение систем смазки машин и двигателей или опорожнение их F16N31/00 Средства для сбора, удержания или спуска смазочных веществ в машинах или аппаратах |
Патентообладатель(и): | Попов Алексей Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-06 публикация патента:
27.01.1995 |
Использование: пробка может быть использована для слива масла из масляных картеров, например двигателей внутреннего сгорания, редукторов и т.д. Сущность изобретения: пробка содержит колпачок, установленный в сливном отверстии масляного картера. На боковой поверхности колпачка в шахматном порядке выполнены перепускные отверстия. Внутрь колпачка вворачивается втулка для регулировки степени открытия перепускных отверстий при сливе масла. Уплотнительный элемент обеспечивает герметизацию утечек масла во всем диапазоне регулирования. Шариковый фиксатор предотвращает самопроизвольное откручивание втулки. Фланцы колпачка и втулки, выполненные в виде гаек, обеспечивают удобство пользования и регулирования. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. СЛИВНАЯ ПРОБКА масляного резервуара, преимущественно масляного картера двигателя внутреннего сгорания, содержащая установленные одна в другой на резьбе две части, внешняя из которых выполнена в виде колпачка с по меньшей мере одним перепускным отверстием для сообщения полости резервуара со сливным шлангом и снабжена фланцем в виде гайки и наружной резьбой для установки в сливном отверстии картера, причем между фланцем и картером размещена уплотнительная прокладка, а внутренняя выполнена в виде втулки с фланцем и снабжена резьбовым участком для соединения с заглушкой или сливным шлангом, отличающаяся тем, что пробка снабжена фиксатором крайних положений втулки, размещенным во фланце колпачка, перепускные отверстия выполнены в шахматном порядке на цилиндрической поверхности колпачка и последний на своей внутренней поверхности ниже перепускных отверстий снабжен кольцевой проточкой для размещения уплотнительного элемента между сопряженными поверхностями колпачка и втулки. 2. Пробка по п.1, отличающаяся тем, что фиксатор выполнен в виде подпружиненного шарика. 3. Пробка по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что колпачок снабжен магнитами для удержания продуктов износа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам слива из масляных картеров двигателей внутреннего сгорания, редукторов и т.д. Известна сливная пробка масляного резервуара (масляного картера ДВС), содержащая установленные одна в другой на резьбе две части, внешняя из которых выполнена в виде колпачка с по меньшей мере одним перепускным отверстием для сообщения полости резервуара со сливным шлангом и снабжена фланцем в виде гайки и наружной резьбой для установки в сливном отверстии картера, причем между фланцем и картером размещена уплотнительная прокладка, а внутренняя - выполнена в виде втулки с фланцем и снабжена резьбовым участком для соединения с заглушкой или сливным шлангом [1]. Однако известная конструкция имеет увеличенные габариты по высоте и не исключает утечки масла через резьбовые соединения. Цель изобретения - повышение эффективности путем предотвращения утечек масла и уменьшение габаритов пробки по высоте. Цель достигается тем, что пробка снабжена фиксатором крайних положений втулки, размещенным во фланце колпака, перепускные отверстия выполнены в шахматном порядке на цилиндрической поверхности колпачка, последний на своей внутренней поверхности ниже перепускных отверстий снабжен кольцевой проточкой для размещения уплотнительного элемента между сопряженными поверхностями колпачка и втулки. Фиксатор может быть выполнен в виде подпружиненного шарика. Колпачок может быть снабжен магнитами для удержания продуктов износа. На фиг. 1 изображена пробка в сборе, продольный разрез; на фиг.2 - колпачок с уплотнительным элементом; на фиг.3 - ниппельная втулка; на фиг.4 - заглушка; на фиг.5 - переходник для сливного шланга; на фиг.6 - шариковый фиксатор. Сливная пробка содержит колпачок 1 с фланцем 2 в виде гайки. Колпачок 1 снабжен наружной резьбой (на боковой поверхности) для установки в сливном отверстии масляного картера 3, например ДВС. Между фланцем 2 и картером размещена уплотнительная прокладка 4 для предотвращения утечек масла через резьбовое соединение. На внутренней поверхности колпачка 1 выполнена кольцевая канавка, в которой размещен уплотнительный элемент 5, например резиновое кольцо. На боковой поверхности колпачка 1 выше канавки для размещения уплотнительного элемента выполнены в шахматном порядке перепускные отверстия 6. Внутри колпачка 1 на резьбе установлена втулка 7 (ниппельная), имеющая участок поверхности, свободный от резьбы. На этом участке происходит взаимодействие поверхности втулки 7 с уплотнительным элементом 5, предотвращающим протечки масла через резьбу. Втулка 7 выполнена с фланцем (в виде гайки) под ключ и снабжена на своей внутренней поверхности резьбовым участком для соединения или с заглушкой 8 (фиг.4), или со сливным шлангом (на чертеже не показан) при помощи переходника 9. Втулку 7 закручивают до упора в торец колпачка 1, и она служит для открытия или закрытия перепускных отверстий 6. Для предотвращения полного откручивания втулки 7 или ее самооткручивания пробка снабжена шариковым фиксатором 10, винт которого размещен в резьбовом отверстии 11, выполненном во фланце 2 колпачка 1. На внешней боковой поверхности втулки 7 выполнены углубления: одно 12, соответствующее запиранию при полностью закрытых отверстиях 6, а другой 13 - при полностью открытых отверстиях 6. Колпачок 1 (в зоне его торца) снабжен магнитами (не показаны) для задержания продуктов износа. Устройство работает следующим образом. Для слива масла из картера, например двигателя внутреннего сгорания или редуктора, выворачивают заглушку 8 или заглушку любого другого типа. Заглушка 8 может быть выполнена с дроссельным отверстием 14 для дублиpования сброса давления. При работе может возникнуть ситуация, при которой из-за повышенного давления внутри картера и неточного прилегания торца ниппельной втулки 7 к торцу колпачка 1 масло будет просачиваться внутрь ниппельной втулки 7. Масло в этой полости также будет находиться под давлением. При отворачивании заглушки 8 возможен выброс этого масла на одежду или руки рабочего. Для исключения этого и высверливается дроссельное отверстие 14. Затем во втулку 7 ввинчивают переходник 9, к которому подсоединяют сливной шланг. И лишь после выполнения этих операций ключом за фланец проворачивают ниппельную втулку 7. При этом производят регулировку открытия перепускных отверстий 6 с тем, чтобы сбросить первоначальный скачок давления и выброс масла из картера. Затем вывертывают втулку 7 до крайнего положения, о нахождении в котором покажет срабатывание шарикового фиксатора. Предложенная конструкция сливной пробки исключает попадание масла на одежду и руки рабочего, разбрызгивание масла на площадке обслуживания, повышает безопасность и удобство обслуживания. Простота исполнения пробки и возможность замены существующих пробок без переделки самого масляного картера (двигателя или редуктора) при повышении удобства обслуживания указывает на практическую применимость данного изобретения.Класс F01M11/04 наполнение систем смазки машин и двигателей или опорожнение их
Класс F16N31/00 Средства для сбора, удержания или спуска смазочных веществ в машинах или аппаратах