орган управления летательного аппарата

Классы МПК:B64C9/04 со сложным зависимым перемещением 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Центральный аэрогидродинамический институт им.проф.Н.Е.Жуковского
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-24
публикация патента:

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления летательных аппаратов, в частности к элеронам с пружинными сервокомпенсаторами. Цель изобретения - уменьшение шарнирных моментов элеронов путем повышения эффективности сервокомпенсаторов при больших углах атаки. система управления элеронами 1 снабжена дополнительной жесткой кинематической связью 8, предотвращающей самопроизвольное отклонение элеронов и сервокомпенсаторов 7 по углу атаки при фиксированном положении рычага 2 управления. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, выполненный в виде соединенных с системой управления элеронов с пружинными сервокомпенсаторами, отличающийся тем, что, с целью уменьшения шарнирных моментов элеронов путем повышения эффективности сервокомпенсаторов при больших углах атаки, система управления элеронами снабжена дополнительной жесткой кинематической связью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к аэродинамическим органам управления летательных аппаратов, выполненных в виде элеронов с сервокомпенсаторами.

Известен орган управления летательного аппарата, выполненный в виде соединенных с системой управления элеронов с пружинными сервокомпенсаторами.

Недостатком такого органа управления является то, что при зажатом положении рычага управления и больших углах атаки, элероны и сервокомпенсаторы под действием шарнирных моментов имеют возможность самопроизвольно отклоняться, что снижает эффективность сервокомпенсаторов при отклонении рычага управления по крену. Особенно значительное "всплывание" элеронов и вызванное этим ограничение максимальных углов отклонения сервокомпенсаторов по углу орган управления летательного аппарата, патент № 2028251э возникает при выходе самолета на большие углы атаки, когда шарнирные моменты элеронов по орган управления летательного аппарата, патент № 2028251 резко возрастают. В ряде случаев при больших углах атаки шарнирные моменты элеронов при фиксированном положении рычага управления по крену могут достигнуть таких величин, под действием которых упругие элементы сдеформируются (обожмутся) до предела, и сервокомпенсаторы при этом отклонятся на максимально заданный угол орган управления летательного аппарата, патент № 2028251ск макс (до упора). В этом случае при управлении по крену на одном из элеронов сервокомпенсатор, достигший упора, полностью утратит свою эффективность, что приведет к резкому росту шарнирных моментов этого элерона и соответственно к увеличению усилий на рычаге управления.

Целью изобретения является уменьшения шарнирных моментов органов управления путем повышения эффективности сервокомпенсаторов при больших углах атаки.

Это достигается тем, что в известных органах управления, выполненных в виде соединенных с системой управления элеронов с пружинными сервокомпенсаторами, система управления элеронами снабжена дополнительной жесткой кинематической связью. Эта связь предотвращает деформацию упругих элементов от воздействия на них шарнирных моментов элеронов по углу атаки и устраняет самопроизвольное отклонение сервокомпенсаторов при фиксированном положении рычага управления по кракрену.

На чертеже изображена схема предлагаемого органа управления.

Правый 1 и левый, имеющий аналогичную схему и являющийся зеркальным отображением правого (не показан) элероны соединены с системой управления, включающей рычаг 2 управления по крену, тягу 3, состоящую из упругой части 4, в которую включена пружина 5, и жесткой части 6, которая соединена с сервокомпенсатором 7. При этом система управления правым и левым элеронами снабжена дополнительной жесткой кинематической связью 8, не имеющей непосредственной связи с рычагом 2 управления.

Орган управления работает следующим образом.

При отклонении рычага 2 на элеронах 1 возникают шарнирные моменты разного знака, под действием которых упругие элементы 4 (пружины) сдеформированы, а сервокомпенсаторы 7 отклоняются в сторону, противоположную отклонению элеронов 1, что приводит к уменьшению их шарнирных моментов.

При фиксированном (неотклоненном) положении рычага 2 и увеличении угла атаки на элеронах возникают шарнирные моменты одного знака, которые воспринимаются дополнительной жесткой тягой 8 и на упругий элемент 5 не передаются, а следовательно, и сервокомпенсаторы 7 не отклоняются.

Данный орган управления позволяет значительно уменьшить шарнирные моменты при больших углах атаки путем сохранения заданного максимального диапазона углов отклонения сервокомпенсатора по углу отклонения элерона вне зависимости от угла атаки.

Наверх