F16K5/14 приспособления для раздвигания уплотняющих поверхностей или их взаимного прижатия
Автор(ы):
Бархатов Б.Г.
Патентообладатель(и):
Красноярское производственное объединение по зерноуборочным комбайнам
Приоритеты:
подача заявки: 1991-05-12
публикация патента: 09.02.1995
Использование: в гидравлических и пневматических системах. Сущность изобретения: внутри корпуса с входным и выходным патрубками расположено седло с диаметрально противоположными окнами, перекрывающимися запорным органом. Орган выполнен в виде поворотных затворов, соединенных с поворотным узлом и нагруженных пружиной в сторону седла. Седло в средней части выполнено с наружной конусообразной канавкой. Узел поворота выполнен в виде поворотной втулки, герметично установленной на корпусе снаружи поворотных затворов, образующих в поперечном сечении конусообразную форму и расположенных в канавке. 3 ил.
КРАН, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, расположенное в нем седло с диаметрально противоположными окнами, перекрывающимися запорным органом, выполненным в виде поворотных затворов, соединенных с поворотным узлом и нагруженных пружиной в сторону седла, отличающийся тем, что седло в средней части выполнено с наружной конусообразной канавкой, а узел поворота - в виде поворотной втулки, герметично установленной на корпусе снаружи поворотных затворов, образующих в поперечном сечении конусообразную форму и расположенных в указанной канавке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в гидравлических и пневматических системах. Известен дроссельный кран, содержащий между входным и выходным патрубками втулку, установленную эксцентрично относительно оси патрубков, и в ней в одной плоскости с дроссельным отверстием выполнен паз, в котором размещен свободно диск с центральным отверстием [1]. Недостатком крана является возможность применения его только для дросселирования, сложность конструкции и увеличенные габаритные размеры из-за эксцентрично установленной поворотной втулки. Ввиду соединения поворотной втулкой двух отдельных патрубков в процессе работы может возникнуть заклинивание дроссельного диска. Более близкой по технической сущности к предлагаемому устройству является выбранный в качестве прототипа клапан, включающий корпус с входным и выходным патрубками, расположенное внутри него седло с диаметрально противоположными окнами, запорный орган, выполненный в виде составных частей, подпружиненных к уплотнительной поверхности седла и шарнирно связанных с направляющими опорами ходового вала [2]. В таком клапане внутри корпуса перемещается ходовой вал, взаимодействующий с запорным органом, выполненным составным, а седло взаимодействует с ходовым валом и является составной частью сборного запорного органа, что увеличивает габариты клапана и усложняет его конструкцию. Задача технического решения состоит в упрощении конструкции крана и уменьшении его габаритных размеров. Эта техническая задача решается тем, что в известном кране, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, расположенное внутри него седло с диаметрально, противоположными окнами, перекрывающимися запорным органом, выполненным в виде поворотных затворов, соединенных с поворотным узлом и нагруженных пружиной в сторону седла, седло в средней части выполнено с наружной конусообразной канавкой, а узел поворота выполнен в виде поворотной втулки, герметично установленной на корпусе снаружи поворотных затворов, образующих в поперечном сечении конусообразную форму и расположенных в указанной канавке. На фиг. 1 показан кран в положении "закрыто", продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - поперечный разрез крана в положении "открыто". Кран состоит из корпуса с входным и выходным патрубками 1 и седла 2, расположенного внутри корпуса. В средней части седла 2 выполнена наружная конусообразная канавка 3. При этом седло 2 имеет диаметрально противоположные окна 4, перекрывающиеся запорным органом, выполненным в виде поворотных затворов 5, соединенных винтами 6 с поворотным узлом, выполненным в виде поворотной втулки 7, герметично установленной на корпусе с помощью пробки 8 снаружи поворотных затворов 5, образующих в поперечном сечении конусообразную форму и расположенных в канавке 3. Поворотные затворы нагружены пружиной 9 в сторону седла 2. Герметизация установки поворотной втулки 7 на корпусе 1 обеспечивается сальниковой набивкой 10. Кран работает следующим образом. В открытом состоянии рабочая среда поступает в полость корпуса крана 1 и через диаметрально противоположные окна 4 в седле 2 проходит на выход. При вращении поворотной втулки 7 вокруг оси, совпадающей с осью корпуса 1, затворы 5 перемещаются по конусообразной канавке 3 и перекрывают окна 4. При этом пружина 9 плотно прижимает затворы 5 к окнам 4. Кран переходит в положение "закрыто".